Фантасмагория “Хронополис” | Музей Мировой Погребальной Культуры

Фантасмагория “Хронополис”

Философcкий мультфильм Петра Камлера «Хронополис» (1982)

О творчестве поляка Камлера трудно гово­рить и почти невозможно анализировать. Кажется, что он создает произведения для медитативной гипнотической рефлексии.

Экспериментальный фильм “Хронополис” развивает тему контакта между человеком и представителями высшей расы. Без диалогов, в коротком вступлении говорится о существовании вечного города вне пространства и времени, или точнее, в городе, где рождает­ся время.

Город населен бессмертными существами, неподвижными и застыв­шими как античные барельефы, которые и занимаются порождением времени. Они живут в ожидании возвращения одного из мгновений, сотворенных ими и человеческим существом. Этого мгновения, материализованного в белый шар, достигает в свое время альпинист, потерявшийся возле города в результате па­дения. 
В начале фантасмагории показаны «альпинисты». Отставший человек в изнеможении кричит ушедшим вверх, прося о помощи, и, не в силах продолжать подъем, срывается и падает вниз. Перед падением он обрезает страховку, которая в этом эпизоде вырастает до символа нити, связывающей человека с жизнью. 

Мотив восхождения альпинистов делает отвесную вертикальную стену аналогом бытия, преодоления, карабкания по жизни, непрерыв­ной устремленности живущих вверх-вперед.

Движения всех альпинистов синхронизированы и напоми­нают по меньшей мере некий ритуал, происходящий под мело­дичный, певучий звон молоточков. Это уже не столько восхо­ждение, сколько некое хоровое бытие, воплощение течения жиз­ни, ритмично льющегося снизу вверх. Ассоциации с потоком подкрепляются плавностью и замедленностью движе­ния фигурок альпинистов.

Сорвавшийся падает не в пропасть, но в инобытие, и обрезает не страховку, но свои свя­зи с этой жизнью. По логике Камлера только так человек мо­жет оказаться у начала времен, в Хронополисе, и своим появле­нием там задать нулевую точку отсчёта времени, попытаться изменить предначертанность, оставить в вечности другой сценарий.

Вечность же представлена зацикленными регулярными про­цессами: возникают и исчезают шары в жидкости, вспухает и опадает пузырь, частица движется по круговой орбите. Бесконечные повторы создают пространство абсолютного времени.