“Город Теней” или Санкт-Петербург после развала СССР | Музей Мировой Погребальной Культуры

“Город Теней” или Санкт-Петербург после развала СССР

“Город Теней” – серия фотографий, сделанная зимой 1994-95 гг. после развала Советского Союза.

Автор, Алексей Титаренко, родился в Ленинграде в 1962 году, участвовал во многих международных фестивалях, биеннале и проектах и имел более 80 персональных выставок в известных международных галереях. Его работы входят в собрание Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), а также в собрания более чем 20 музеев США и Европы.

В серии “Город Теней” художник применяет технику длинной выдержки к местам высокого трафика Санкт-Петербурга. Толпы зевак превращаются в процессии призрачных теней, населяющих город.  Идея проекта возникла совершенно неожиданно, хотя созрела вполне естественно – в период распада Советского Союза осенью 1991 года. Концепция оформилась из впечатлений Титаренко о повседневной реальности. В то время он работал над другой фотосессией, однако в какой-то момент понял, что борется с пустотой, и что его творческие порывы – первоначально абсолютно искренние – отражали лишь идеи, которые более не существуют. Советские люди, все эти человеческие существа, лишенные индивидуальности, на глазах превращались преступным режимом в номенклатурные единицы, а из них – в блуждающие тени, хотя отказом от участия в системе они рисковали своей жизнью. Год 1992 приближался …

“Однажды зимой 1991-1992 гг, в один холодный и мрачный день я бродил по оживлённой улице и наблюдал за людьми, которые раньше были наполнены радостью и страстью к жизни. Вечерело. Удручающая и странная тишина была прервана звуками хлопающих дверей бакалейных магазинов с абсолютно пустыми полками. Я видел людей на грани безумия, в замешательстве: непривлекательно одетые мужчины и женщины с глазами, полными печали и отчаяния, ковыляли по своим обычным маршрутам из последних сил, в поисках какой-нибудь еды, которая могла бы продлить их жизнь и жизни их семей. Они выглядели как тени, истощённые и потрёпанные. Ничего подобного этому не происходило со времён блокады во Второй мировой войне. Я чрезвычайно впечатлился этими сценами и почувствовал сильное желание сформулировать эти страдания и скорбь, визуализировать их через мои фотографии, чтобы пробудить сочувствие и любовь к родным жителям моего города, людям, постоянно страдавшим в течение 20-го века.
Я хотел воплотить метафору “людей-теней” как можно точнее, она стала ядром моего нового видения и новой серии. Я установил камеру Hasselblad у входа на станцию метро “Василеостровская”, рядом с торговым районом. События, происходившие там, были наложены на мои уже упомянутые впечатления, ощущения были похожи на прослушивание 13-симфонии Шостаковича, а точнее, её части на стихотворение “В магазине” Евгения Евтушенко.

Толпа людей, снующих у станции, образовывали своего рода человеческое море, наполняя меня чувством нереальности, фантасмагории; эти люди были как тени из потустороннего мира, как будто мир посетил вергилиевский Эней. Это было место, где время остановилось. Восприятие застывшего времени в моём сознании убедило меня, что оно так же может быть запечатлено посредством затвора фотоаппарата. Я уже знал, как добиться этого эффекта, в детстве я часто снимал с помощью длинной выдержки в сумерках и вечером, а позже, при учёбе в университете в конце 1970-х годов и в начале 1980-х годов, я учился этой технике у французской фотографии 19-го века.

Я начал фотографировать каждый день. Когда накопилось несколько хороших снимков, я начал группировать их с намерением выстроить определённую линию повествования. Этот процесс помогает мне принимать решения, какие снимки и сюжеты снимать дальше.”

Как правило, выставки серии “Город Теней” музыкально сопровождает 2-й концерт Д. Шостаковича для виолончели и Симфония № 13.