Мировая история катафалков | Музей Мировой Погребальной Культуры

Катафалки в мировой культуре и в истории

Катафалки в истории

В истории автомобильной промышленности катафалку как транспорту, ассоциирующемуся исключительно с мрачной стороной человеческой жизни, уделено совсем немного места. А между тем автомобили, в разные годы использовавшиеся для ритуальных услуг, имеют свою весьма причудливую историю. 

История катафалков

История

История ритуального транспорта начинается со времен появления самых примитивных повозок. Очевидно, что подобные процессии в те времена могли позволить себе только знатные и состоятельные люди: для них устраивали пышные похороны с огромными носилками, на которых располагался постамент и гроб. К Средним векам конные повозки окончательно вытеснили носилки, и тогда похороны могли себе позволить уже и люди с низким достатком. Такие повозки, как правило, украшались резьбой, позолотой и даже мемориальными стихами, посвященными умершему.

С началом автомобильной эры похоронные бюро начали постепенно переходить на моторизированный транспорт. Первое время шла настоящая война между конными и автомобильными экипажами: сторонники первых негодовали, считая автомобиль недостойным транспортом для умерших — едет с небольшой скоростью, да еще и издает неприятный шум, оскорбляющий покойника. К тому же многие въезды на кладбище были созданы под размеры конных повозок, что долго создавало определенные трудности. Но прогресс взял свое, и к 1910-м годам ритуальные перевозки полностью перешли на автомобили. Первые катафалки-автомобили унаследовали дизайн конных повозок — делали-то их одни и те же мастера.

Катафалки в США

Первые катафалки начала XX века создавали на базе легких грузовиков фирм White, Autocar и Cunningham. Представлял собой такой катафалк автомобиль с открытой кабиной, за которой был расположен кузов с направляющими для гроба и скамейками по бокам для родственников. Наиболее популярными стали катафалки на базе Packard, Cadillac и Prize Arrow. К концу 1910-х годов в США существовало уже несколько десятков компаний, которые производили около 200 машин в год. К 1930-м годам количество машин увеличилось до двух тысяч. К тому моменту в моду вошли катафалки на базе лимузинов, украшенные ангелами и разнообразной вязью.

Знаменитые американские катафалки

Маленькую революцию в мире катафалков произвела компания Eureka из штата Иллинойс, которая первой выпустила катафалк не с задними, а с боковыми дверями и поворотными направляющими, что существенно облегчило процесс загрузки гроба.

Современный образ катафалка появился к концу 1930-х годов, когда в моду вошли катафалки с кузовом «универсал». Именно такая машина стала своеобразным эталоном похоронной машины и чаще других упоминается в популярной культуре. Сегодня в США каждый год выпускается примерно две тысячи катафалков. Для них отделение марки «Кадиллак» выпускает специальные удлиненные шасси на базе модели Сadillac Fleetwood 75.

Как устроен катафалк

Для классического катафалка на базе «Кадиллака» изготовляется специальный автомобиль без задних окон задних дверей, сидений и багажника. Как правило, такие модели по сравнению с обычными имеют более прочные колеса и подвеску. В цехе автомобиль разрезается на две половины, которые разносят в стороны примерно на метр. К краям обеих половин приваривают соединяющие их балки. Затем на машину устанавливают стальной каркас, основу для задней двери и крыши. Потом ставят панели из стекловолокна, которые крепят сначала клеем, а потом закручивают винтами. На каркас крепится задняя дверь на мощных петлях и с углом поворота до 135 градусов. Далее автомобиль покрывают пеноматериалом и виниловой тканью. Пол укрывают прочным ламинатом. На пол крепятся специальные ролики, по которым гроб будет вкатываться в салон.

Устройство автокатафалков

Катафалки в России

В бывшем СССР у катафалка была гораздо более скучная история — в качестве подобных машин использовались простые грузовики, а позднее пазики — немного видоизмененные автобусы ПАЗ. Первый оригинальный катафалк был создан только в начале 1950-х годов на базе легкового автомобиля высшего класса ЗИС-110, но использовался только Институтом скорой помощи им. Склифосовского.

В 1970-е годы были построены катафалки на базе ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-114. Но широкой популярности они так и не получили и использовались в основном для похорон партийного руководства. В начале 1990-х в страну попало несколько катафалков на базе кадиллака и бьюика, но стоимость услуг была настолько высокой, что желающих воспользоваться такой машиной почти не оказалось.

История катафалков в России

По материалам портала http://www.furfur.me/