Об истории кремации, архитектуре и Музее погребальной культуры | Музей Мировой Погребальной Культуры

Об истории кремации, архитектуре и Музее погребальной культуры

В сентябре этого года в индийской провинции Орисса открыли бесплатный электрический крематорий для всех желающих. При том что крематории в Индии — вещь обыденная, местное население было недовольно, поскольку использование электричества не соответствует индуистской традиции сжигания трупов. Лайф #Дом рассказывает об истории появления крематориев и отношении к ним в России, а также о самом понятии “инфернальная архитектура”.

Кремация по канону

Со времён античности люди считали кремацию очищением. Если брать религиозную традицию, сжигание трупов всегда было прерогативой индуистов, практиковавших подобный уход в мир иной ещё задолго до появления христианства. Если говорить о других религиях, то в исламе, иудаизме и по канонам Греческой православной церкви сожжение мёртвых категорически запрещается. В христианстве, например, понятия “пепел” и “прах” чётко разделены.

Кремация также осуждалась и в зороастризме, распространённом в основном в Иране. Например, дабы не осквернять огонь, покойников просто относили и бросали в пустыне на съедение стервятникам. С распространением христианства в Европе практиковалось традиционное захоронение в земле, а не кремация. К вопросу сжигания трупов вернулись лишь в XIX веке, когда кладбища многих европейских городов были переполнены и зачастую плотно подступали к городским домам.

Поэтому в 1869 году во Флоренции была принята резолюция с призывов к широкому распространению кремации, а уже в 1873 году профессор Бруно Брунетти разработал первую в мире кремационную печь, презентовав её на международной выставке в Вене. А уже год спустя была основана Международная федерация кремации, существующая по сей день и просвещающая публику на предмет преимущества кремации с точки зрения этики, эстетики, экологии и санитарии.

Несмотря на популярность идеи сжигания трупов, сами крематории появились в Европе только после 1900 года, а до этого весь процесс проходил в церкви. К 1905 году в Европе и Америке дымило уже 90 крематориев, где ежегодно сжигалось порядка 125 000 покойников.

Франция, Париж. Фото: © Flickr/Phil Beard

Франция, Париж. Фото: © Flickr/Phil Beard

Инфернальная архитектура

Есть предположение, что архитектура смерти появилась едва ли не раньше, чем архитектура жизни. Сама по себе инфернальная архитектура (от испанского inferno — преисподняя) берёт начало с доисторических надгробий, египетских пирамид и древних склепов. Строго говоря, инфернальная архитектура — это любые здания траурного назначения: обелиски, склепы, некрополи, кладбищенские комплексы, мавзолеи. Главная задача такой траурной архитектуры — создать содержательное пространство, связанное со скорбью об умерших.

Как отдельное направление кремационная архитектура появилась только в 20-е года XX века, когда перед зодчими была поставлена конкретная задача: отделить кремацию от религии и сделать здание крематория никак не связанным с церковью. При этом архитекторы, в чей адрес постоянно звучали нападки со стороны церкви, пытались всячески примирить кремацию и религию. Например, в первых крематориях печи специально убирали с первого этажа, чтобы их не видели сами участники траурных церемоний.

Наиболее известными памятниками инфернальной архитектуры времён модернизма стали крематорий Фрица Шумахера в Гамбурге (1928 год) и крематорий Клеменса Хольумейстера в Вене (1923 год). Первый состоял из двух этажей: технического, с печами, и зала для траурных церемоний над ним.

США, Чикаго. Фото: © Flickr/Bart Heird

США, Чикаго. Фото: © Flickr/Bart Heird

Дым Отечества, или монополия на смерть

В Российской империи, где главной религией было православие, идея кремации не могла быть принята по определению. А в Советском Союзе с его атеизмом крематории уже просто не могли не появиться.

Первый отечественный крематорий открылся в Петербурге в декабре 1920 года в здании бань Васильевского острова, а закрылся он уже в феврале 1921-го из-за отсутствия дров. В 30-е годы прошёл первый архитектурный конкурс на строительство крематория, который выиграл проект здания Ивана Фомина. Сооружение напоминало огромный факел. Примечательно, что этот проект так же, как и множество других авангардных проектов крематориев, так и остался на бумаге.

Сейчас в России работает только 15 крематориев, причём частных из них только два — в Новосибирске и Туле. Для сравнения: в США их около 1000.

Об особенностях российской кремации Лайфу рассказал сотрудник НИУ ВШЭ, исследователь, главный редактор журнала “Археология русской смерти” Сергей Мохов.

— В России кремирование по-прежнему менее популярно, чем традиционные похороны. При этом никто не запрещает кремировать родственников после смерти, никакие особые разрешения для этого не нужны. Более того, нет никакой статистики и учёта, что происходит с телом, когда его забирают из морга.

Причина в том, что государственные структуры на похоронах зарабатывают значительно больше, чем на кремации, при этом практически не допускают в эту сферу частных лиц. Да и потом, крематории у нас старые, со старыми технологиями, а строить новые слишком дорого. Одна только печь может обойтись в 20 миллионов рублей. Крематорий — это дорогой проект с долгим возвратом инвестиций. С колумбариями та же история: их у нас практически нет, потому что содержать их слишком дорого, — подытожил специалист.

Новосибирск. Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев

Новосибирск. Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев

Также в России существует единственный в своем роде Музей мировой погребальной культуры, расположенный в парке Памяти Новосибирского крематория. Коллекция музея включает в себя экспонаты траурной моды XVIII — начала XX века, траурные украшения, украшения из волос умерших, посмертные фотографии и церковную атрибутику. Он открылся в мае 2012 года, и с тех пор его посетили десятки тысяч человек из 30 стран мира. Примечателен и сайт музея, где среди прочего есть разделы “мультфильмы” и “непознанное”.

Директор Музея мировой погребальной культуры Мария Чернышева рассказала Лайфу о Международной ассоциации музеев смерти и о том, кто и зачем приходит в её музей.

 — Наш музей — единственный в своём роде в России, он входит в состав Международной ассоциации музеев смерти (ММПК). Всего таких музеев в мире — 46, и все они работают под патронажем ЮНЕСКО. Наши посетители — очень разные люди: студенты, школьники, пенсионеры.Каждый выходит после посещения музея вдохновлённым и обновлённым.

На базе музея ведётся научно-исследовательская работа, за последние годы студентами университетов Иркутска, Санкт-Петербурга, Челябинска, Новосибирска, Москвы, Лондона было написано порядка десяти дипломных работ. В настоящее время пять наших сотрудников — это аспиранты университетов Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска и Челябинска. Ими готовятся к защите диссертации по архитектуре кладбищ, психологии горя, истории кремации, культуре траура, по законодательным основам похоронного дела, философии смерти, философско-мировоззренческим аспектам оценочных категорий прожитой жизни в надгробных речах, некрологах и панегириках. В музее активно ведётся научная работа по атрибуции уникальных мировых коллекций живописи, скульптуры, медальерного искусства, составляются каталоги, описания постоянно меняющихся экспозиций, — приоткрыла для Лайфу завесу загробного мира директор музея.

США, Нью-Йорк. Фото: © Flickr/Daniel Nugent

США, Нью-Йорк. Фото: © Flickr/Daniel Nugent

Сжигание по хай-теку

Сегодня архитектура крематориев не отстаёт от мировых трендов возведения зданий. При взгляде на современные крематории смерть является последним, что приходит на ум. Достаточно взглянуть на крематорий и мемориальный парк в Сеуле — настоящий шедевр ленд-арта с бассейном-лотосом и панорамными окнами.

Южная Корея, Сеул. Фото: © DEZEEN Magazine

Южная Корея, Сеул. Фото: © DEZEEN Magazine

Или на крематорий в бельгийском городе Холсбееке, декорированный длинными тёмно-золотыми пластинами из стали и больше напоминающий музей современного искусства. Кстати, в 2016 году проект бельгийского крематория был удостоен международной премии Architizer A+Awards в категории “Религиозные сооружения и мемориалы”.

Для тех, кто предпочитает хай-теку традиционные практики сожжения, стоит отправиться в Варанаси. Это древнейший индийский город на западном берегу Ганга и самое известное место для сжигания трупов, где публичная кремация уже стала частью туристической индустрии. Каждый индус мечтает быть сожжённым именно здесь. Считается, что так можно вырваться из колеса сансары — цепи бесконечных смертей и перерождений. Завёрнутые в ткань тела сжигают на каменных ступенях — гхатах, после чего останки сбрасываются в Ганг, где те плавают до полного разложения. Зрелище не из приятных, но пресыщенным европейским туристам нравится.

Второй вариант стать ближе к загробному миру — отправиться в Непал, в монастырь Пашупатинат в Катманду на берегу реки Багмати. Сжечь тело в предгорьях Джомолунгмы — удовольствие дорогое, поскольку большинство денег уходит на дрова для погребального костра, а найти там подходящее дерево довольно сложно. После сожжения прах ссыпается в мутные воды Багмати, которые несут его дальше, в священный Ганг…

Автор: