Похороны в море | Музей Мировой Погребальной Культуры

Похороны в море

У Американских индейцев, многих народов Африки, древних народностей, населяющих Сибирь, существовал обычай отправлять умершего в ладье вниз по реке, которая несла свои воды в море или океан. Люди верили, а в некоторых уголках света и по сей день верят, что такой способ отправки близкого в последнее далекое земное путешествие поможет душе быстрее вознестись к богам. А родной дом, в котором жил усопший и где остались жить его близкие, таким образом будет защищен от злых духов.

Отражение этих верований мы находим и в египетской культуре, и в мифологиях других культур в виде концепции изначальности моря, появления земли из моря, отделения неба от земли. По религиозным представлениям египтян, под землей находился иной мир, который назывался Дуат. Он изобиловал ужасными огненными озерами , ядовитыми змеями и чудовищами. Чтобы усопший смог преодолеть препятствие, строились специальный погребальные лодки. По образу ладьи, на которой бог Солнца совершал плаванье. Под навесом устанавливали саркофаг с мумией. Ладью окрашивали в зеленый цвет – цвет прорастающих колосьев, символ воскресения из мертвых в загробном мире.

Погребальная ладья из гробницы Аменхотепа II

Ритуалы похорон восходят, прежде всего, к этнокультурной традиции определенного региона. Но в ходе развития цивилизации возникли обряды, связанные не с национальной, географической или религиозной принадлежностью, а с родом деятельности умершего. Таковы, скажем, похороны моряков или военных. Веками людей хоронили вдали от родных берегов. Вот описание погребения в 1528 году в водах Молуккского моря капитана Элькано из флотилии Магеллана: “Матросы несут к корме продолговатый сверток с привязанными к нему камнями и кладут на смазанную жиром доску. Прочитаны молитвы, монах-штурман в последний раз осеняет крестом воздух, и матросы поднимают доску. Раздается всплеск”. По традиционному обряду морских похорон был погребен знаменитый английский мореплаватель Френсис Дрейк. Его свинцовый гроб под грохот корабельных пушек был опущен в океан у берегов Номбре-де-Диоса. в знак особого уважения к Дрейку в том же месте затопили несколько захваченных испанских судов (Англия в то время воевала с Испанией). С большими почестями опустили в море неподалеку от берегов Новой Бретани капитана Брюни д’Антркасто, умершего во время поисков пропавшей экспедиции Лаперуза. В средние века покойника зашивали в саван, куда клали песок, чтобы не лишить умершего “христианской земли”, необходимой для успокоения. Позднее песок заменили твердым балластом, а саван – флагом державы, под которым плавает корабль.

Сегодня захоронение тела в море используется не столь часто. Если смерть случается на пассажирском судне, то тело сохраняется в специальном холодильнике, которым оборудуются все современные пассажирские лайнеры. На военных кораблях и подводных лодках, находящихся в длительном плавании, может использоваться кремация. Для этого устанавливаются специальные печи, работающие на солярке. И все же ритуал захоронения в море продолжает существовать во многих частях света. Хотя есть страны, где такое погребение запрещено, например в Нидерландах. Но даже в этой стране немало людей, которые выбирают для себя именно этот способ погребения. Как правило это те, чья жизнь так или иначе была связана с морем. Тела голландцев, выбирающих морское захоронение, доставляют в Великобританию английским судном, поскольку на голландском корабле, буровой платформе или воздушном судне вступают в силу законодательные предписания этой страны.

В Великобритании морское захоронение узаконено. Ежегодно таким образом прощаются с 15-20 умершими европейцами. Здесь можно “предать тело морю” в местечке Newhaven или близ острова Wight. Перед погружением в гробу делаются отверстия для проникновения в них морской воды. Затем с помощью стальных канатов к днищу гроба прикрепляют бетонную плиту.

В Англии существует ряд ограничений: тело умершего не может быть бальзамировано из-за опасности выделения ядовитых веществ, пагубно влияющих на морских обитателей, в частности мидий. Английские инструкции по погребению в море предусматривают также предоставление в обязательном порядке справки об отсутствии у умершего СПИДа или вируса гепатита.

В России погребение в воде тоже разрешено законом. Вот что сказано в законе “О погребении и похоронном деле”: погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В США законом разрешается прямое захоронение тела на морской глубине. При этом тело покойного может быть захоронено минимум за 150 миль от ближайшего берега, за пределами государственных границ. Но  у такого способа захоронения есть свои недостатки. Нередки случаи, когда тела выносились на берег морскими течениями или рыболовные траулеры поднимали со дна моря гробы. Поэтому в качестве альтернативы прямому захоронению тела в морских водах существуют другие способы. Например, развеивание праха после кремации над морской гладью или захоронение урны с прахом на морском дне.  Предлагается в Соединенных Штатах и еще один способ захоронения праха усопшего, который, кроме всего прочего, используется для восстановления природных рифов. Прах смешивается с цементом и отливается в форму диаметром около одного метра. Он представляет собой пустотелую полусферу с отверстиями. К полусфере крепится бронзовая табличка с именем усопшего, датами рождения и смерти, эпитафией. Похоронное бюро передает искусственный риф природоохранной организации, которая погружает подводный памятник на глубину около 100 метром на расстоянии 12 миль от берега. Искусственные рифы в течение нескольких дней населяются мелкими обитателями морских глубин, в течение трех месяцев на них поселяются колонии полипов. Таким образом, искусственные рифы используются для создания новой среды обитания морских организмов  и помогают восстановлению экосистемы морского дна.

Вячеслав Викулов, Российский информационно-аналитический журнал “Похоронный Дом” №2(5), 2004.