EnglishFrenchGermanRussianSpanishUkrainian

Приглашаем почтеннейшую публику в Музей Мировой Погребальной Культуры

Первый  музей такого направления в России - Музей мировой погребальной культуры - официально открылся в Новосибирске 14 мая 2012 года.

Основное хронологическое поле музея очерчено рамками от XIX до первого десятилетия XX века. Такой выбор не случаен: эта эпоха отличалась наибольшей проработанностью мемориальной культуры. В ней было вровень и эстетства, и гуманизма.

Музей примечателен уровнем визуализации – редким для российской музейной практики, но популярным в Европе и США. Многие аспекты старинной погребальной культуры представлены в виде сюжетных инсталляций-диорам. Опознание в старинной прозекторской, прием заказа в погребальной конторе, пошив траурного платья, прощание родных с умершим ребенком – все сюжеты в детально воспроизведенных интерьерах разыгрывают реалистичные манекены, облаченные в одежду XIX века.

Есть в этом ряду и сцены, совершенно удивительные для современного зрителя. Например, фотоателье, где совершается фотографический сеанс post mortem – съемка покойника в «живой» позе и обстановке, вместе с родственниками. Этот необычный фото-жанр, возникший в викторианской Англии, покорил несколько стран Европы, восточное побережье CША и просуществовал до конца 1920-х годов, оставив довольно большое визуальное наследство. Самый выразительные и знаменитые из таких портретов тоже представлены в экспозиции.

Музейный комплекс расположен в Парке Памяти новосибирского крематория. По желанию зрителей, посещение крематория может быть и замыкающей частью экскурсии. Именно в такой цепочке это специфическое место воспринимается наиболее деликатно и естественно. Это тактичный и подробный рассказ о формах памятования, формах почтения к предкам. По большому счету, это музей культуры памяти. А если еще точнее – музей культуры жизни наших предков, потому, что если бы не было таких музеев, мы бы не знали как жили люди в разные эпохи, как оценивали друг друга, к каким целям стремились в течение жизни. Ведь последний день на земле – оценка всей достоинств и достижений человека.

 

Коллекции Музея мировой погребальной культуры:

Траурная мода XVIII - начала XX веков.

траурные платья

Внешнее выражение скорби по ушедшему из жизни человеку во все времена диктовало особые правила поведения и ношения траурной одежды. Траурный костюм несет в себе «скорбную печать», он определяет поведение и внутренне состояние того, кто его носит.

Траур (от немецкого der Trauer – «печаль»)  - сдержанное, не бьющее в глаза выражение скорби по усопшему. В XIX- начале XX веков в России было принято подолгу носить траур. По смерти близкого родственника – супруга, родителя, брата – в течение года. Поэтому существовала определенная мода на черное, траурные детали, аксессуары, платья. Траур подразделялся на глубокий траур, который носился год; полутраур, соблюдавшийся полгода; и трехмесячный траур, во время которого допускалось вместо черного носить серое и лиловое. Краткий  траур соблюдался по родственнику не очень близкому, например, кузену или племяннику. Но вдова, в соответствии с правилами приличия, должна была носить черное в течение года без малейших послаблений. Траур выражался тканью, отсутствием драгоценностей, что указывало на уход близкого человека.

 

Траурные украшения

 

Коллекция траурных платьев и аксессуаров траурной моды XIX века

 

Украшения из волос умерших

Брошь с локоном усопшегоЭтот старинный вид рукоделия известен с 14 века,  но особую популярность приобрели в викторианскую эпоху.  Из волос любимых и близких людей делали браслеты, цепочки и серьги, вкладывали их в броши, кольца и подвески, причем все это было очень модным массовым поветрием и существует до сих пор в больших количествах.

 

мемориал из волос умершегоБывало, что у молодой умершей девушки родственники отрезали косу и оставляли себе на память. У покойного могли срезать и вообще все волосы для того, чтобы пустить их на что-то плетеное и памятное. Украшения из волос родных людей носились с гордостью, причем эта традиция существовала во всех  слоях населения.

Из волос массово плели венки и помещали их в рамку под стекло, как семейные фотографии. В память об умерших членах семьи  располагали эти вещи на почетном месте в гостиной, рядом иногда помещали рамочку с генеалогическим древом семьи.

Мемориал XIX века

Семейные мемориалы

 

   

Мертвецкая (бальзаматорская). История бальзамирования 

Мертвецкая

Инструмент патологоанатома

Инструмент патологоанатома

Инструмент патологоанатома

 

Посмертные фотографии

Фотоателье XIX века

Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) — обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

Посмертная фотография

Такие фотографии служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, поскольку уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок, и такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.

Пик популярности посмертной фотографии пришёлся на конец XIX века, однако, позднее пошёл на убыль и вскоре был полностью вытеснен изобретением моментальной фотографии, получившей большее распространение и популярность, хотя некоторое продолжение традиции прослеживалось и в XX веке.

 

Церковная погребальная атрибутика

Кадило    Церковная атрибутика

 

Похоронная процессия

Гравюра XIX века "Похоронная процессия"

Древние призывали, чтобы люди помнили о конечности человеческого бытия. Финал любой жизни одинаков. Кто-то занимается самообманом, закрывая глаза на  бренность бытия.

Древние верили в загробную жизнь и готовились к ней. Вспомним про египетские пирамиды как яркое доказательство этой веры и стремление устроить комфортную жизнь себе после того, как покинешь этот мир.

Ритуальный транспорт появился много сотен лет назад с появлением колеса и повозок, а также использования домашних животных в качестве перевозчика тела умершего.

В настоящее время классические словари дают следующее определение слову катафалк — "сооружение при торжественных похоронах, как бы пьедестал для гроба, покрытый черным сукном, с канделябрами и возженными свечами по бокам".

 

Коллекция катафалков

Модель катафалка

Конные упряжи еще довольно долго после появления специализированных автомобилей пытались с ними конкурировать, и порой вполне успешно, поскольку выглядит запряженный лошадьми катафалк-карета, действительно, очень эстетично, роскошно и благородно. Но прогресс постепенно брал свое, и конным катафалкам пришлось уступить место более технологичному средству

Модель катафалка

передвижения. Произошло это в начале 20 века. Сначала это были автомобили, созданные на основе шасси компактных американских грузовиков Autocar, White, Cunninghem. Их оборудовали направляющими для гроба и небольшими откидными скамейками для сопровождающих, украшали резьбой и венками. Тогда же появилось такое явление, как детский катафалк. Для них использовалась база автомобилей «Форд-Т», «Додж», «Оверланд».Чуть позже, когда началось массовое производство ритуальных автомобилей, в США их стали выпускать на платформах элитных марок, обладающих внушительными размерами, мощными двигателями и плавностью движения, – «Кадиллак», «Паккард», «Пирлесс», «Пирс-Эрроу». На европейском рынке популярной основой под катафалки стали «Роллс-Ройс», «Даймлер», «Мерседес», «Хорьх», «Бреннабор», несколько позже «Ситроен» и «Опель». Конструкторские решения в создании катафалков все чаще склонялись к лимузинам, сразу после середины 30-х годов прошлого века они прочно заняли лидирующие позиции на рынке ритуальных услуг и удерживают их до сих пор. Но следует отметить, что уровень европейских катафалков, в том числе и лимузинов, всегда несколько отставал от американских по многим параметрам.

История кремации. Первые крематории. Урны XIX века.

Урна XIX века

 

Гравюры XIX века

Гравюра XIX века

Коллекция гравюр музея мировой погребальной культуры на тему смерти, траура и памятования насчитывает более 1500 единиц. Среди авторов – имена известных европейских граверов (Б. Пикара, Ж.-Л. Приёра, Дж. Аткинсона, У. Линтона, Т. Роулендсона, Т. Лини, Ганса Гольбейна, П. Смирнова и других).

Гравюра XIX века

Но уникальность коллекции, прежде всего, в ее тематическом единстве. Тема Смерти, связанная с одним из неотъемлемых аспектов существования человека, одна из самых древних и распространенных в изобразительном искусстве. Ее иконография обширна и включает в себя целый ряд отдельных тем, объединяющих сходные сюжеты. Многие из них воплощены в произведениях, собранных в коллекции: это некоторые библейские и евангельские сцены; смерть в разных ее видах; трагические моменты, когда человек ощущает ее приближение, и когда душа покидает тело; изображения церемониалов, разработанных людьми для изъявления скорби; а также виды кладбищ и памятников. Гравюры, запечатлевшие эти мотивы, имеют не только художественное значение, но являются также историческими документами, отражающими религиозные взгляды, социальные отношения, моду своего времени.

 

Смерть в современном искусстве: живопись, графика, скульптура, лаковая живопись.

Лаковая живописьСмерть - великий вдохновитель искусства со времён наскальных рисунков до наших дней. В размышлениях о неизведанном создавались великие шедевры. Смерть - это часть постоянного процесса существования человеческого сообщества, а потому, как и жизнь, она многогранна, неоднозначна.

Лаковая живопись

В последние годы в России идет процесс возрождения духовности, повышается интерес к историческим традициям. Погребальная культура - неотъемлемый элемент и духовное наследие любого цивилизованного общества. На новом качественном уровне формируется собственная - российская погребальная культура, которой долгое время не уделялось должного внимания ни на государственном, ни на бытовом уровне.

Смерть в современном искусстве    Смерть в современном искусстве

Сувениры для всех желающих

В музее постоянно работает сувенирный киоск, где можно приобрести необычные подарки и сувениры для себя, друзей и коллег. Сделать покупку можно и на сайте в режиме он-лайн. 

магазин сувениров и кафе   Сувениры музея смерти

 

 

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в соцсетях!

1 ответ

  1. Влад Шалаев
    Новости Музея смерти в режиме реального времени - в сообществе ВКонтакте: http://vk.com/funeralmuseum

Оставить комментарий