Загадка «Семьи акробата» Поля Густава Доре | Музей Мировой Погребальной Культуры

Загадка «Семьи акробата» Поля Густава Доре

Поль Гюстав Доре (1832 – 1883) – французский живописец, иллюстратор и гравер.

У Гюстава Доре было две версии картины «Семья акробата», написанные с разницей в 20 лет. Одна версия картины «земная», а другая – «инфернальная». Обе версии рассказывают о трагедии семейства цирковых артистов. На холсте множество объектов, подчеркивающих профессию героев: в правой части кадра, размещены бубен, труба и жонглирование мячами.

Gustave Doré La famille du saltimbanque, l’enfant blessé
Gustave Doré La famille du saltimbanque, l’enfant blessé (Семья акробата, раненый ребенок). 1853 г.

Что мы видим? Ребенок, умирающий от смертельной раны на голове на руках у матери. За кадром осталось цирковое представление, во время которого ребенок получил травму. Очевидно, что ребенок, помогая своему отцу во время балансировки на канате, упал и был тяжело ранен. На холсте не изображено никаких активных действий, но боль и отчаяние все равно ощутимы.

Акробаты, бродячие артисты
Gustave Doré Les Saltimbanques, artistes itinérants (Акробаты, бродячие артисты). 1874 г.

Невинный ребенок написан в светлых тонах, которые контрастируют с темным фоном и родителями. Так, жизнерадостность и феерия шоу уступили драматической сцене в полной тишине. Доре действительно талантливый колорист: белая стена контрастирует с красной кровью ребенка, а яркие цвета карнавальной цирковой одежды – с белой одеждой потерпевшего ребенка, напоминающего ангела. Шоу остановлено – на дальнем фоне в темноте, на краю кадра, толпы любопытных наблюдающих акробатов и зрителей прекратили свою деятельность и в тишине созерцают горе матери и отца.

Мать прижимает к себе бледного ребенка, из которого уходит жизнь, закрыв глаза, возможно, молясь. На ней надето длинное синее пальто, голову венчает корона, в глаза бросается нарочитый образ цыганки (темная кожа и карие вьющиеся волосы). Очевидно, что в цирке он работает гадалкой. У её ног игральные карты в виде полукруга. В центре, на оси тела матери и сына, карта подсвечивается: это туз пик, символизирующий смерть. Прочла ли она судьбу своего сына? Именно поэтому отчаяние так написано на её лице?

Поль Гюстав Доре семья акробата светотень
Светотень. Изображение преднамеренно контрастирует с добавлением линии между яркой части вокруг матери и темной части в фоновом режиме.

Нельзя не обратить внимание на позу матери и как она держит в руках своего умирающего сына. Все это вкупе с одеянием недвусмысленно наталкивает на христианскую иконографическую тему Девы Марии, оплакивающей смерть Христа до погребения.

Отец – акробат следит за сценой с отстранённым лицом, но и в его глазах видны слезы.

Другие символические элементы картины – животные, которые, кажется, сочувствуют горю хозяев. Единственное животное, которое не разделяет всеобщее настроение – сова. Неудивительно: ночной характер жизни совы наложил в сознании людей свой демонический оттенок.

Gustave Doré La famille du saltimbanque, l’enfant blessé Семья акробата
Три животных (обведены зеленым)

 

Доре заинтересовала также и социальная ситуация семьи: какой вес имеют артисты цирка в обществе и на что они вынуждены идти ради работы? “Он умирает. Я хотел изобразить растерянность в глазах родителей, которые превратились в настолько закаленных существ, почти зверей, ведь для того, чтобы заработать деньги, они убили своего ребенка и, убив его, они обнаружили, что, оказывается, они имеют сердце и пришло позднее раскаяние.”