Автор: Светлана Финникова
Различных мнений о нём написано и высказано предостаточно. Значит, тема актуальная и волнует многих людей.
Краткую информацию о Новосибирском «музее смерти» (второе его название) я посмотрела в Википедии:
И, чтобы иметь своё собственное представление о музее, для начала надо было там побывать. В один из тёплых августовских дней (общественным транспортом с двумя пересадками) я добралась до места.
Музей находится на территории Парка памяти Новосибирского крематория, что логически (и логистически) оправдано. Парк памяти занимает огромную площадь, а крематорий впечатляет своей архитектурой:
Пройдя по главной аллее Парка до здания крематория, я повернула налево и подошла к Залу №1 «Музея смерти».
Войдя внутрь, я сразу увидела заголовок на одном из печатных изданий «Свидание со смертью».
Может, позаимствовать название для своей статьи? Позже, на выходе я поняла, что моё посещение музея нельзя назвать свиданием со смертью. Это было лишь кратковременное прикосновение к ней…
Музей мировой погребальной культуры
Музейный комплекс состоит из трех отдельно расположенных зданий. На фото ниже можно увидеть, что территориально они находятся рядом.
Первый зал – это помещение бывшей котельной, а второй и третий залы, по моим ощущениям, ангары, которые создают иллюзию того самого чёрного туннеля с ярким светом в конце… Удачная задумка!
По внутренним правилам музея просмотр начинается с первого зала и далее по порядку нумерации.
Мне же предложили начать просмотр со второго зала, т.к. в первом была TV – съёмка интервью с создателем музея Сергеем Якушиным.
Зал номер 2. Похороны народов мира
По дороге ко второму залу музея можно наблюдать находящиеся под открытым небом погребальные экспонаты: гробы, повозки, памятники, надгробия.
Масштабный плакат на внешней стене первого зала освещает тему топологии намогильных памятников. Чуть в стороне грациозно восседает на пьедестале египетский сфинкс.
С тыльной стороны первого зала находится скамья примирения… это, видимо, призыв использовать прижизненную возможность наладить испорченные с кем-то отношения…
Возле входа во второй зал находится огромный череп… с милой белозубой улыбкой:
В пристроенном к ангару здании (тамбуре) размещена двухэтажная экспозиция манекенов-скелетов в одеждах народов мира. Два плотных ряда мраморных надгробных плит находятся на полу, вдоль стен стоят гробы со стеклянными крышками или просто открытые.
С чёрного потолка нависает массивная люстра, сделанная из человеческих костей с плафонами-черепами. Стены тамбура выполнены из разноцветного кирпича, в тон стен и одежды манекенов пестрят яркими красками. От такого зрелища захватывает дух…
Видимо, так выглядят катакомбы Некрополя?
Все фото можно посмотреть с увеличением:
Далее находится основное помещение ангара – туннель с яркой сплошной полосой потолочного освещения…
Наш путь лежит туда. Там должно быть так же интересно, как во входной группе. Посмотрим…
Первая справа экспозиция мне показалась неожиданной для музея такой тематики. Экспонаты Великой отечественной войны с мини-диорамой военных действий.
Мне кажется, что война и культура погребения находятся по разные стороны баррикад…
По первому мелкому фото с написанным предупреждением от администрации «Не трогать!» (сложенный треугольник из бумаги формата А4) Вы можете представить себе масштаб всего макета.
Своеобразная такая рекогносцировка из настоящего времени в военное прошлое нашей страны…
Всё предельно реалистично, за исключением новогодних игрушечных ёлочек на «поле сражения»…
И как только мой взгляд упал на витрины (их несколько) с фашисткой тематикой, смотреть далее этот блок выставки я не стала…
У меня не возникло желания посмотреть и то, что связано с Октябрьской революцией, Сталиным и т.п.
А вот возле мумии Ленина в мавзолейном саркофаге я остановилась, вспомнив, что посетить Мавзолей в нашем советском прошлом было великой удачей. Сия «удача» меня посетила аж дважды!)))
Могу заверить, как очевидец, что копия, представленная в Новосибирском музее, соответствует оригиналу!
И почему-то(?) вспомнились слова «Дедушка умер, а дело живёт. Лучше бы было наоборот». К чему бы, это?)
… Отдельно хочу выразить своё трепетное отношение к нашему Великому главному дирижёру Симфонического оркестра Новосибирской филармонии Кацу Арнольду Михайловичу. Светлая память…
На фото ниже его рукопись с миниатюрами музыкальных инструментов…
Во втором зале представлена погребальная атрибутика мировых религий с описанием похоронных ритуалов. Такого количества экспонатов трудно было себе представить заранее.
Там же имеется несколько стендов с размещенной на них информацией о Российских царях и полководцах.
Я не буду описывать всё, что мне удалось посмотреть, т.к. это, во-первых, невозможно в рамках одной заметки, а во-вторых, тема для меня малознакома, и пройтись по ней вскользь не вижу смысла…
Когда планировалось написание этой статьи, я была настроена на небольшой рассказ – отзыв о посещении этого уникального места. Как-то не очень у меня получается… кратко «обозреть» тему…
Поэтому, далее напишу только об эмоционально значимых для меня моментах.
В самом дальнем (левом) углу второго зала находится весьма интересный раздел экспозиции. Это «Бальзаматорская комната» с четырьмя манекенами: гинекологом возле кресла для абортов, патологоанатом, бальзамирующим тело (третий манекен). И четвертый манекен находится чуть поодаль.
Там же можно увидеть инструменты и препараты для такого рода процедур. На стеллажах расположены человеческие части тела, черепа, лёгкие курильщика.
В центре экспозиции банки с телами уродливых младенцев. На стенах посмертные маски и многое другое…
Четвёртый манекен – это тело мертвого человека с фрагментами разной степени разложения. Если Вы натура впечатлительная, не увеличивайте для просмотра мелкие фотографии.
Невозможно было оторваться от таких экспонатов! Я получила ощутимый эмоциональный всплеск.
Некоторое время назад мне довелось побывать на вскрытии трупа в реальном морге, впечатления и там и здесь были похожими.
В самом крайнем правом углу находится египетский раздел. Опять же, мне есть с чем сравнивать – я была в Каирском музее, видела там аналогичные экспонаты и скажу, что в Новосибирском музее представлено всё более эстетично. Браво!
Хочется отметить, что во всех галереях музея на стенах размещено огромное количество картин.
Возле большинства экспонатов имеется поясняющая информация и при желании можно более подробно ознакомиться с выставочными экземплярами.
Но правильнее, конечно, будет воспользоваться услугой экскурсовода музея.
Итак, второй зал просмотрен. Идём на яркий СВЕТ в конце туннеля… Впереди нас «ждут» первый и третий залы музея.
Зал номер 1. Культура похорон в Викторианскую эпоху
Первый зал музея по занимаемой площади самый компактный, но с таким большим количеством инсталляций и экспонатов, что осознать, как это всё поместилось внутри, не представляется возможным!
Такое ощущение, что зал внутри в два раза больше, чем снаружи.
«Примой» многочисленной экспозиции является королева Виктория, носившая траур по умершему мужу до конца своих дней. Отсюда и название главной темы выставки «Культура похорон в Викторианскую эпоху».
На фото ниже королеву Викторию видно плохо (понятно, какой я репортёр?), но не показать главный персонаж выставки было бы неправильно:
Королева, сидящая за своим рабочим столом, «встречает» каждого входящего посетителя строгим взглядом…
Далее можно увидеть различные тематические инсталляции – похоронного бюро, церемоний прощания и много ещё чего.
Надгробия, кресты, скульптуры, памятники, картины, документы, траурная атрибутика – всё это имеет место быть в огромном количестве.
В первом зале музея содержится коллекция траурных платьев (их порядка двухсот). В отдельном помещении на втором этаже находятся витрины с ювелирными украшениями и бижутерией. Есть и пошивочный цех со старинными швейными машинками и швеями-манекенами.
Во многих заметках про музей погребальной культуры затронута тема посмертных фотографий. Первый раз я об этом узнала из передачи НТВ «Битва экстрасенсов» и уже такого шокирующего эффекта, как в тот раз, у меня не возникло.
Для тех, кто не знает, о чём идёт речь, поясню: в начале прошлого века делали фотографии умерших людей, создавая иллюзию, что они живы. На закрытых веках рисовали открытые глаза, а позу стоящего мертвеца поддерживал специальный штатив. Либо усаживали мертвого человека в окружении живых родственников или в каком-либо интерьерном решении.
Жуткое зрелище…
А теперь расскажу о самом красочном разделе экспозиции. Слева от лестницы на второй этаж располагаются витрины и настенные полки с урнами для праха:
Там же можно увидеть и фрагменты тела, после кремации.
Я раньше представляла себе, что из печи крематория извлекают прах в виде порошка.
Оказывается, что в порошок костные останки сожжённого тела превращает специальное оборудование – кремулятор.
И только полученный в кремуляторе порошок засыпают в урну для праха…
Экспонаты первого зала просмотрены.
Впереди посещение третьего зала музея.
Зал номер 3. Транспорт… от саней до современного катафалка
Третий музейный зал был без посетителей и я спокойно осмотрела экспонаты, сделала фото.
В ангаре в два ряда выставлен транспорт для похоронных ритуалов, вдоль стен находятся витрины с моделями катафалков и предметами траурной атрибутики:
Первый слева экспонат – скелет на цирковом велосипеде (с огромным передним колесом), рядом круглая конструкция типа часов-«рулетки времени» и пестрая крыска.
Мне показалось, что надо было вместо крысы таракана разместить в этой инсталляции. Тараканы выживают даже после атомных взрывов… Это я к тому, что всё живое исчезнет, тараканы останутся!)
Справа на фото Вы можете видеть цыганку в крытой телеге… Моя фантазия молчит… Экскурсовод бы подсказал, что к чему…
Прошла в самый конец ангара и начала фотографировать наиболее интересные экспонаты, продвигаясь уже по традиции на СВЕТ…
«Что вижу, то пою» – смотрите фото: гроб с телевизором, который никто до сих пор не купил, вело-катафалк, мото-катафалк, карета-катафалк.
Экспонатов было просмотрено огромное количество и фото я сделала много, но качество фотографий, мягко скажем, не очень. Спасибо Фотошопу, который в очередной раз “помог реанимировать” некоторые фотографии.
Тем не менее, хоть какое-то представление об экспозиции музея у Вас будет. В заметке размещено более 60-ти фотографий.
Приехала я в музей из Первомайского района (не близкий путь), на просмотр всех залов времени ушло около трёх часов и обратная дорога мне предстояла длительная…
Пошла искать туалет для посетителей. Он единственный и находится в первом зале. Почему я об этом пишу?
Так получилось, что когда я просматривала экспонаты в первом зале, одновременно со мной там была группа с экскурсоводом. И пересеклись мы возле лестницы на второй этаж.
Группа была на первом этаже возле коллекции урн для праха, и я сразу поднялась на второй этаж, не увидев, что под лестницей есть вход ещё в одно помещение.
А когда я начала искать туалет, то он, как раз, и обнаружился в том самом помещении, куда я не попала…
Там было столько всего интересного, что было бы очень жаль не посмотреть на всё это.