В Викторианскую эпоху, да и в более раннее время, были популярны мемориальные украшения «MementoMori» (помни о смерти). Отношение к смерти было иное в сравнение с XXI веком. Смерти боялись, но верили в загробную жизнь и напоминали себе о ней в суете жизни земной. На мемориальных украшениях изображали целые сюжеты: кладбищенские надгробия, скорбящая вдов или мать у памятника, античные погребальные урны, букеты, деревья и т.д. Одним из распространённых мотивов в таких украшениях являлся череп с костями.
Человеческий череп служил знаком смерти и бренности бытия с античных времён. В то же время его рассматривали как вместилище души, человеческой жизни, и наделяли необычной ритуальной ценностью с древних времен. У кельтов череп считался вместилищем священной силы, защищающей человека от злых сил и дарующей ему богатство и здоровье. Череп – это также атрибут индуистских отшельников, знак отречения от бренного мира на пути к спасению. Мусульмане связывают известную поговорку о том, что будущее человека написано на его челе, со швами костей черепа, изгибы которых напоминают буквы.
В христианской традиции череп стал именоваться Адамовой головой и стал символом будущего воскресения, силы духа и бессмертия души. По преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, кровь Христа омыла по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например, наносится на православную монашескую схиму.
Символ черепа дуален: он заключает в себе два противоположных значения. Череп одновременно является и символом смерти и символом противостояние ей. А в наши дни символика черепа превратилась в модный молодёжный атрибут.