Могила на Антарктиде | Музей Мировой Погребальной Культуры

Могила в Антарктиде

Самая одинокая могила на Земле расположена на самом южном континенте.Антарктида была открыта 16 января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, а первым человеком, ступившим на Антарктический материк (24 января 1895 года) и проведшим там первую успешную зимовку (1899—1900 годы) был норвежец Карстен Эгеберг Борхгревинк (1 декабря1864 — 23 апреля 1934).
Как раз в команде норвежского полярника Карстена Борхгревинка и был 29-летний зоолог Николай Хансон (1870-1899), которому выпала сомнительная честь стать первым мертвецом на Антарктиде.

В полярную ночь команда была вынуждена сидеть в тесной жилой хижине из-за чрезвычайно плохой погоды, страдая от скуки. Сам Борхгревинк писал однажды, что «безмолвие ревело в ушах». В помещении жили 10 человек и 70 собак, дух команды падал с каждым днем. Кое-как пережив весну и лето, 14 октября 1899 года Николай Хансон скончался от, предположительно, от кишечной инфекции (есть так же версии, что это была цинга или алиментарный полиневрит).

Хансон сам выбрал место собственного захоронения на живописной скале на мысе Адэр. Могила была сделана в мёрзлом грунте при помощи динамита, на неё поставили памятный крест. В гроб положили засушенные дикие цветы, которые собрала в Норвегии молодая жена Николая (Хансон женился всего за месяц до своего назначения, его дочь родилась уже после отъезда отца в Антарктиду. Умер ребенок во младенчестве в том же году, что и отец).

Упоминалось, что к 1911 году крест повалило и унесло ветром, но экспедиция англичан восстановила его и даже написала эпитафию. Могила полярника включена в список соглашения “Исторические места и памятники” Договора об Антарктике.

Хансон во время экспедиции собрал большое количество птичьих яиц и шкур, мечтал увидеть пингвинов, возвращающихся с гнездования, и, якобы, чудесным образом пингвины вернулись именно в день похорон, 20 октября. Сотни птиц, одетые в своеобразные черно-белые фраки, приняли участие в похоронах. Правнук Хансена, Давид Фогт, в книге о Борхгревинке напишет, что это были самые красивые похороны в мире.