БУТО — авангардистская форма танца, возникшая в Японии в конце 1950-х гг. Один из основателей направления, Тацуми Хидзиката, утверждал, что “Буто – это труп, который стоит, расправив плечи, в отчаянном стремлении жить. Этот танец нельзя выучить путем упражнений. Его движения тело с годами усваивает непроизвольно. Поэтому в Буто нет определенных упражнений. Мой танец является материализацией того, что скрывается в глубинах моего тела”.
Классические танцоры используют свое тело как инструмент для выражения себя, а танцоры буто позволяют телу выразить самое себя. Хидзиката произвёл революционный переворот в таком представлении, сделав особый акцент не на движении тела, а на теле как таковом. В противовес традициям классического балета, полного пируэтов и прыжков, Хидзиката стал подчёркивать потусторонность танца. Подчас в буто вообще нет никаких движений — простое сохранение положения, стойка или присед безо всякого видимого намерения когда-нибудь снова встать.
Философия буто связана с эзотерическими направлениями буддизма, и истинный смысл танца всегда будет скрыт от непосвящённых. Существует расхожее мнение, что немалое влияние на буто оказали и последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки, но на самом деле это не так. В нарочитой замедленности, во внутренней сосредоточенности и в спокойной созерцательности угадываются более древние истоки. Танцор буто, как старинный японский поэт, стремится к слиянию с природой, апеллируя не к рассудку, а к чувствам зрителя. Тело босоногие импровизаторы уподобляют сосуду, который надо опустошить, освободить от всего личного, чтобы наполнить чем-то чужим, инородным, будь то дух дерева, сухого листа или старой женщины. Красота тела уже не имеет никакого значения.
Актеры буто первых двух поколений выступали бритыми наголо, полуобнаженными и густо покрытыми белым гримом. Это было не только вызовом традиционному исполнительскому искусству, но и воплощением внутренней пустоты и отказа от всего лишнего. Позже, по мере взаимопроникновения западного и восточного искусства, эта внешняя специфика не то чтобы утрачивается, но отходит на второй план. В современном мире техника танца претерпела множество изменений, но всё так же пользуется популярностью, – сама Анна-Варни Кантодеа из Sopor Aeternus & The Ensemble Of Shadows в своих визуальных образах использует элементы танца буто.
“Я заканчиваю. Наверное, вот еще что: попытайтесь пожить вместе с вашими умершими близкими. Тогда ваши трапезы будут приправлены особой остротой смерти и будут вам еще более приятны. Воспринимайте и наслаждайтесь Буто с этой точки зрения. Это поможет вам лучше его понять. Благодарю вас за внимание”, – Татсуми Хиджиката.