Пирамида как символ смерти в архитектуре | Музей Мировой Погребальной Культуры

Пирамида как символ смерти в архитектуре

Изображающие гору сооружения, символически соединяющие небо и землю, строились всеми великими древними цивилизациями: Египет, Междуречье, Перу, Мексика, Китай. Как правило, сооружения имели вид ступенчатых пирамид — с несколькими убывающими ярусами. Наверху часто строился храм, внутри могло помещаться погребение.

1. Древнеримские пирамиды

Известно, что в эпоху правления первого римского императора Августа (27 год до н. э. — 14 год н. э.) появился целый ряд пирамидообразных мавзолеев. Это объясняют всплеском египетской моды после недавнего (30 год до н. э.) завоевания римлянами Египта. (Последней правительницей Египта и женой Марка Антония, соперника Августа, была знаменитая Клеопатра)

Единственной дошедшей до нас в целости пирамидой эпохи классической Античности является мавзолей Цестия — члена одной из четырех жреческих коллегий Древнего Рима. Гай Цестий Эпулон построил свою усыпальницу между 18 и 12 годом до н. э. Любой темный турист в Риме может сделать селфи на фоне гробницы. Кстати, прямо за пирамидой находится Римское некатолическое кладбище, на котором погребена урна с прахом знаменитого английского поэта Перси Шелли (1792-1822).

Могила Шелли

Как факелы вокруг одра больного,
Ряд кипарисов встал у белых плит,
Сова как бы на троне здесь сидит,
И блещет ящер спинкой бирюзовой.
И там, где в чащах вырос мак багровый,
В безмолвии одной их пирамид,
Наверно, Сфинкс какой-нибудь глядит,
На празднике усопших страж суровый.
Но пусть другие безмятежно спят
В земле, великой матери покоя, —
Твоя могила лучше во сто крат,
В пещере синей, с грохотом прибоя,
Где корабли во мрак погружены
У скал подмытой морем крутизны.

<1912>
Автор О. Уайлд, перевод Льва Гумилёва.

Пирамида Цестия
Пирамида Цестия в Риме

2. Пирамиды в эпоху Возрождения

Ни в Средние века, ни в эпоху Ренессанса и барокко пирамид в Европе, как правило, не строили. Однако они не были совсем забыты. Великий итальянский художник и архитектор Рафаэль Санти использовал форму пирамиды для надгробия банкира Агостино Киджи и его брата Сиджизмондо. Это надгробие (см. фото ниже) было помещено в семейной капелле Киджи, встроенной Рафаэлем в начале XVI века в церковь Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Надгробия сделаны из цветного мрамора.

могила братьев Киджи
Пирамидальные надгробия (по бокам) на могилах братьев Киджи в капелле Киджи, Рим.

3. Английские парковые пирамиды

В XVIII веке в Англии сложился тип так называемого пейзажного парка — противоположный по типу французскому регулярному парку. К концу столетия пейзажный парк вошел в моду во всей Европе. Его неотъемлемой частью были разнообразные павильоны, имевшие одновременно утилитарное и символическое значение: гуляющий по парку разгадывал их намеки, складывая в определенное послание. Пирамида с ее символикой вечности, смерти и бессмертия стала здесь появляться с 1720-х годов.

Одна из первых была построена в огромном имении Касл-Ховард близ Йорка в 1728 году по заказу Чарлза Ховарда, третьего графа Карлайла. Пирамида получила необычную функцию: в нее был помещен огромный бюст основателя карлайлской линии Ховардов, прапрапрадеда заказчика. Таким образом, она стала своего рода храмом обожествленного предка, соединив аспект вечности с темой древности.

Примечательно, что первая из английских парковых пирамид (она не сохранилась), созданная Ванбру в 1722 году для Ричарда Темпла, виконта Кобэма, в его имении Стоу, была перестроена после смерти архитектора в 1726 году в памятник в его честь, что еще больше сблизило ее с образом усыпальницы. Образы пирамиды и усыпальницы окончательно соединяются к середине столетия, когда пирамиды начинают использоваться и как мавзолеи, окончательно возвращаясь к первоначальной функции. Их строительство распространяется по всей Европе.

Памятник-пирамида в Касл-Ховарде.
Памятник в Касл-Ховарде

4. Русская парковая пирамида

Первый русский пирамидальный парковый павильон был построен в Царском Селе около 1770 года архитектором Василием Нееловым. Вскоре он был разобран и в 1782–1783 годах заменен новым, по проекту Чарльза Камерона, который решил сделать миниатюрную копию Пирамиды Цестия.

Сама же усыпальница была построена в память о любимых собаках Екатерины II. У подножия погребены три собаки — Том Андерсон, Земира и Дюшесса (Герцогиня). Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями (не сохранились, известны по описаниям), которые восхваляли их «верность, ласки и услужливость».

В 1781 году барон Димсдейл с женой посетили эту пирамиду. Его супруга записала: «Императрица сказала барону, что Том и его супруга оставили потомство более многочисленное, чем авраамово, но сейчас они состарились». Эпитафия Дюшесы сообщала, что она умерла в 1782 году, «оставив 115 потомков». Екатерина II лично составила этот текст, который гласил: «Под Камнем сим лежит Дюшесса Андерсон, которою укушен искусный Роджерсон» [лейб-медик императрицы].

Павильон-пирамида в Царском Селе
Пирамида в Царском Селе

Наиболее известна эпитафия Земиры, сочинённая французским послом графом Сегюром. В своих Записках он описывает: «Однажды, помню я, императрица сказала мне, что у неё околела маленькая левретка Земира, которую она очень любила и для которой желала бы иметь эпитафию. Я отвечал ей, что мне невозможно воспеть Земиру, не зная её происхождения, свойств и недостатков. „Я полагаю, что вам достаточно будет знать, — возразила императрица, — что она родилась от двух английских собак: Тома и Леди, что она имела множество достоинств и только иногда бывала немножко зла“. Этого мне было довольно, и я исполнил желание императрицы и написал следующие стихи, которые она расхваливала»:

«Здесь лежит Земира, и опечаленные Грации должны набросать цветов на её могилу. Как Том, её предок, как Леди, её мать, она была постоянна в своих склонностях, легка на бегу и имела один только недостаток: была немножко сердита, но сердце её было доброе. Когда любить всего опасаешься, а Земира так любила ту, которую весь свет любит, как она. Можно ли быть спокойною при соперничестве такого множества народов. Боги, свидетели её нежности, должны были бы наградить её за верность бессмертием, чтобы она могла находиться неотлучно при своей повелительнице».

Императрица, по указанию Сегюра, велела вырезать эти стихи на камне, который был поставлен в Царскосельском саду. Эта эпитафия неоднократно публиковалась, и, вероятно, поэтому Земира стала самой знаменитой из левреток императрицы, и обычно портреты собак Екатерины называют «портретами Земиры».

«Российский гуманитарный энциклопедический словарь» указывает: «Пирамида в Екатерининском парке, стоящая в одном ряду с памятниками военной славы, определила новый тип исторических эмоций: великие исторические события в памяти равны личным привязанностям. Так гробница Земиры незаметно формировала свободную личность, и, через творчество поэтов, созданных Царским Селом, стала одним из источников современной культуры».

5. Пирамидальное надгробие неоклассицизма

Надгробие на могиле Марии Кристины Австрийской.
Надгробие на могиле Марии Кристины Австрийской

На фото кенотаф Марии Кристины Австрийской. Мария Кристина (1742–1798) была любимой дочерью австрийской императрицы Марии Терезии, разрешившей ей самой выбрать супруга, которым стал Альберт (1738–1822), сын короля Польши и курфюрста Саксонии. Это был редчайший для европейских королевских домов того времени брак по любви. После смерти любимой супруги, похороненной в императорской крипте в церкви капуцинов, Альберт решил установить в церкви августинцев ее кенотаф.

Памятник Марии Кристине был открыт в сентябре 1805 года. По сравнению с рафаэлевским надгробием в капелле Киджи здесь сделан важный новый шаг: пирамида обрела объем. Добродетель с погребальной урной и Благотворительность с сопровождающими их персонажами восходят по лестнице к зияющему черному входу в пирамиду. Крылатый гений Сна, склонив голову на спящего льва, символизирующего иссякнувшую мощь добродетели покойницы, грустно взирает на процессию. Над входом красуется надпись: «Лучшей жене. Альберт».