С XIX века и по сегодняшний день фотография проделала очень большой путь от первых дагерротипов до моментальной цифровой фотографии. И на всех вехах своего развития это искусство обращалось к смерти. Мы можем вспомнить нестандартные и шокирующие современного зрителя Post-mortem, более привычные снимки похорон из семейных альбомов и современную репортажную фотографию. Но первым обращением к смерти в фотоискусстве принято считать «Автопортрет в виде утопленника» французского фотографа Ипполита Байара.
На этой фотографии мы видим полуобнаженного мужчину. Его тело грузно и безжизненно, лицо и кисти рук черны. Создается иллюзия, что мужчина на снимке мертв. Но из названия мы понимаем, что на фотографии запечатлен сам Байар и на момент создания снимка он был жив.
История создания «Автопортрета в виде утопленника» очень интересна. Дело в том, что на столь необычный эксперимент фотографа сподвиг не только художественный интерес. Байара одолевало отчаяние. Французское правительство и Академия наук предпочли Луи Дагера, отказавшись поддержать исследования Байара. В качестве протеста Ипполит и создал постановочный автопортрет, продемонстрировав этим свою готовность к самоубийству. На обороте снимка Байар сделал подпись:
«Мёртвое тело, которое вы видите на обороте, принадлежит г. Байару, изобретателю метода, чудесные результаты которого вы только что видели или сейчас увидите. Насколько мне известно, этот искусный и неутомимый исследователь посвятил усовершенствованию своего изобретения почти три года. Академия, король и все те, кто видели его рисунки, которые он сам находил несовершенными, восхищались ими, как восхищаетесь сейчас вы. Это прославило его, но не принесло ему ни гроша. Правительство, щедро наградившее г. Дагера, заявило, что не может ничем помочь г. Байару, и несчастный утопился. О, непостоянство человеческой природы! Художники, учёные, газеты так долго уделяли ему внимание, а сегодня, когда он уже несколько дней выставлен в морге, никто его ещё не узнал и им не поинтересовался. Господа и дамы, перейдём к другим темам, дабы не пострадало ваше обоняние, ибо голова и руки этого господина, как вы можете заметить, начинают разлагаться».
Таким эксцентричным шагом Ипполит Байар надеялся привлечь внимание общественности к себе и своим открытиям, но добиться ему этого так и не удалось. Однако же, хоть Байар и не вошел в историю как изобретатель фотографии, его имя не было забыто. Большинство исследователей сомневается самостоятельности его изобретений. Но несомненно, что Ипполит Байар стал первым фотографом, поставившим задачу запечатлеть смерть и успешно ее изобразивший.