Датский фотопроект “Об умирании” | Музей Мировой Погребальной Культуры

Датский фотопроект “Об умирании”

«Единственное, в чем мы можем быть уверены в жизни — это факт, что однажды мы умрем. Это самая определенная вещь на свете и одновременно самая большая неопределенность в нашей жизни, потому что никто не может сказать, как это произойдет. Возможно, поэтому нам так сложно говорить о смерти. И, может быть, именно поэтому она скрыта от людского взора под простынями в недоступных изолированных комнатах в холодных подвалах больниц».

Весной и летом 2012 года датский фотограф Катрин Эртманн в своем фотопроекте «Об умирании» рассказала о путешествии умершего человека от момента смерти до погребения. Вместе с журналисткой Лизой Хорнунг, Эртманн получила доступ в Патологический институт в городке Аархус, Дания, единственной целью было задокументировать переход, который мы все однажды испытаем. Вдохновением же послужила статья о неизлечимо больном пациенте и его размышления о том, что действительно становится важным, когда осознаешь, что скоро перестанешь жить.

Катрин Эртманн
С помощью красной веревки оживший может позвать на помощь, хотя за всю историю Аархуса такого не случалось.

Девушки надеялись, что проект под названием «О смерти» сломает укоренившееся в обществе табу о смерти, если осмелиться отбросить предрассудки и взглянуть на неё в упор. В конце концов, нет ничего страшного и противоестественного в том, что происходит за закрытыми дверями морга. Но как только вы открываете их и вторгаетесь в место, где почти нет живых людей, тайна обволакивает вас и влечет по холодным коридорам навстречу неизвестности. В конце концов понимаешь, что смерть, даже суровая и ужасная, является естественным состоянием.

 

Соблюдая анонимность героев съемки, Катрин запечатлела этапы смерти, включая вскрытие и кремацию, в спокойной и подробной манере. Она приподняла завесу тайны вокруг этих процессов, о которых люди не задумываются, пока это не коснется кого-то из близких, и демонстрирует как эмоциональные, так и наполненные спокойствием моменты.

Прежде чем начать фотографировать смерть, Катрин Эртман никогда не видела мертвого тела. Находиться же в морге и смотреть на труп через объектив было менее страшным и травмирующим, скорее, это приближало к постижению безмолвной тайны.

«Я была поражена тем, как все выглядело мирно и без лишней драмы, – сказала она. «У меня был шанс посмотреть на смерть чужих людей, которые не являлись моими родными, без лишних эмоций, и это успокоило меня. Заранее придуманное мной представление о том, как выглядит смерть, оказалось хуже, чем то, что я испытала в реальности». Эртманн была даже заинтригована чувством спокойствия, которое она испытывала на протяжении всей съемки.

кремация

Cathrine Ertmann

Она сознательно сохраняла анонимность героев своих фотографий: никаких родимых пятен, украшений или чего-либо еще, что может быть опознано родственниками. Но все же её фотографии иллюстрируют естественные явления, стремясь показать отрезвляющую реальность.

За время своего пребывания в морге Эртманн видела много откровенных вещей: тела на разных этапах разложения, людей с недостатком конечностей, результаты действий агрессивных вирусов и молодых людей, к которым смерть пришла слишком рано.

«Но во всем этом я также увидела умиротворенность и красоту», – говорит Катрин. «Иногда страх – это просто короткий взгляд на что-то. Например, когда вы смотрите фильм ужасов, вы видите только промелькнувшего призрака, убийцу или монстра, и ваше воображение дорисовывает за вас весь ужас положения, искусственно вызывая страх. Думаю, я чувствовала, что мне нужно увидеть все от начала до конца, чтобы сделать это «нормальным» в своем восприятии и унять волнение. И я думаю, что так работает и наше отношение к смерти в целом».

Пристальное изучение смерти позволило ей по-новому взглянуть на жизнь. «После работы в морге я шла по улице, и была действительно ошеломлена, увидев, что люди просто идут по улице, болтают и смеются. Я хотела кричать: ВЫ ЖИВЫ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЭТО!»

дания смерть

Эртманн надеется, что в парадигме людей, прочувствовавших посыл её фотографий, произойдет тот же сдвиг. Даже после фотографирования смерти с целью “нормализовать” её, встроить в обычное мироощущение, девушка укрепилась в желании испытать жизнь полностью, пока она у нас есть.

«Цель состояла в том, чтобы увидеть, могу ли я заставить людей смотреть на смерть как на что-то привычное и самое собой разумеющееся, сделать её более доступной и понятной, на самом деле относиться к ней естественно, как к рядовому событию в жизни, не испытывать печаль и рассматривать ее просто как будущую жизненную перспективу. Я действительно надеюсь, что люди найдут осознание этого как утешением, так и вдохновлением. У вас есть жизнь, люди, возьмите её в свои руки и живите!»