Недавно в Музее Смерти в Новосибирске реставрировали гроб бердского купца Горохова. Корреспондент «Свидетеля» отправилась туда, чтобы увидеть артефакт собственными глазами и ужаснуться другим экспонатам уникального для нашей страны музея.
Музей мировой погребальной культуры находится на огромной, ухоженной и очень красивой территории Новосибирского крематория.
Справка
Музей мировой погребальной культуры посвящён похоронным традициям различных народов. Является единственным в России музеем данной направленности. Создан президентом международной выставки «Некрополь», академиком Европейской академии естественных наук и вице-президентом Союза похоронных организаций и крематориев, предпринимателем Сергеем Якушиным. Официальное открытие произошло 14 мая 2012 года.
В жаркий летний день нырнуть в один из тёмных и прохладных залов музея — настоящее удовольствие. Однако стоит присмотреться к любому экспонату, сразу становится немного не по себе. И ладно, если это будет чёрный конный катафалк позапрошлого века или покрытый стразами череп из Латинской Америки! Здесь есть множество поистине ужасающих вещиц.
– Церковью до советских времён бальзамация была запрещена, – рассказывает экскурсовод Софья Старкова, стоя рядом с двумя искусно выполненными куклами, изображающими врача и тело. – Затем её снова ввели в практику.
Как происходит бальзамация? Сначала потрошат всю брюшную часть, оставляя на месте лёгкие, сердце и мозг; затем заклеивают все естественные отверстия и через одну из крупных артерий с помощью насоса спускают кровь. Обратите внимание, этот стол — настоящий, вот по этим желобам стекала кровь в отдельную ёмкость. Таким же насосом тело накачивают формалином с различными солями. Затем начинается танатопрактика.
Чтобы тело выглядело презентабельно, его приводят в порядок с помощью специальной косметики. Если вдруг у человека во время смерти было повреждено лицо, то его восстанавливают до мельчайших деталей: кожу, глаза, ресницы, брови, усы.
Кстати, смотрите, какие чудесные половники, – именно ими доставали внутренности из брюшной полости человека. Но не думайте об этом, когда будете наливать себе суп, – шутит экскурсовод.
Два года в чёрном
В другом зале музея экскурсовод Ольга Коровченко рассказывает о самых интересных экземплярах выставки. Существенную её часть занимает траурная мода.
– К траурной моде в прошлые века в Европе и России относились очень щепетильно, – начинает она. – Траур длился два года: первый год он считался строгим, на второй допускались некоторые послабления.
Сразу после смерти мужа женщина должна была носить только глухие чёрные платья и чёрные же украшения без блеска. Она не могла выходить в свет и лишь близких родственников принимала у себя. При этом вдове дозволялось в любой миг попросить гостей удалиться, если ей нужно было погоревать. На второй год к наряду добавлялись элементы другого цвета, даже белые. После окончания траура все наряды бережно чистились и складывались в сундуки. Увы, раньше чёрные туалеты приходилось надевать достаточно часто, – добавляет Ольга.
В соседнем помещении висят фотографии, но не простые, а те, которые называются post mortem, то есть посмертные.
Этот жанр появился в XIX веке. В те времена фотография была штукой дорогой и редкой, поэтому к ней прибегали в самые важные моменты, например, после смерти. Для того, чтобы удержать тело в нужном положении, его фиксировали специальными штативами и ремнями, которые, если присмотреться, заметны в кадре, но в остальном — отличить на фото труп от живого человека может быть непросто.
Экскурсовод рассказала историю одной фотографии, на которой изображена семья: муж, жена и дочь. Кадр был сделан после смерти девочки, однако, когда эксперт музея рассмотрел фото, он обнаружил, что и женщина на нём запечатлена тоже мёртвой.
…Практически все предметы, собранные под крышей музея, имеют свою изюминку и вызывают у зрителя самые разные эмоции: от веселья до отвращения. Но в том и фишка: когда ты выходишь наружу, на свежий воздух, то невольно испытываешь радость и начинаешь чуточку больше ценить жизнь.
Что ещё есть в музее?
- Часть экспозиции посвящена непосредственно останкам человека после кремации. Здесь можно узнать, как выглядит прах (он светлого серо-голубого цвета) и на что похожи кости (на очень пористую губку).
- Среди дополнительных услуг крематория — различные варианты использования праха человека. Например, его можно отправить в космос в специальной капсуле или сделать с его использованием бриллианты, а затем вставить их в серёжки и носить.
- В отдельном помещении собраны экспонаты, посвященные смерти на воде. Там стоит большой аквариум в виде гроба, а гид рассказывает, что происходит с телом человека в море, и как хоронили пассажиров во время длительных круизов.