В этом году в Музее смерти открылся новый зал, чем-то напоминающий склеп или костницу. По форме это ближе всего к катакомбам монахов-капуцинов в итальянском Палермо. На стенах зала и в гробах-саркофагах выставлены около 80 скелетов, наряженных в национальные костюмы разных стран и эпох, а также одежды, символизирующие социальную или профессиональную принадлежность. Все скелеты – это муляжи, искусно выполненные художниками музея.
“Таким как ты я был, таким как я ты станешь…”
Хотя по форме новая экспозиция Музея смерти напоминает итальянские катакомбы, костницы и другие музеи мумий, смысл в нее вкладывается иной. Владелец коллекции Сергей Якушин относится к смерти философски и объясняет свою идею так: «Единственное, что мы доподлинно знаем о своем будущем, это то, что мы когда-то умрем. Смерть уравнивает всех, приходит ко всем, независимо от возраста, социального статуса, положения, достатка или вероисповедания. В этом идея “пляски смерти” – направления, существовавшего в культуре и искусстве многих стран со Средних веков вплоть до начала ХХ века. Наш новый зал – не просто выставка скелетов в нарядных одеждах, а своеобразная форма представления средневековой “Пляски смерти (Danse Macabre)”. Как и весь музей – это место для поиска смыслов – для чего я живу, что главное в моей жизни, а что нужно сбросить как тщетное».
В средние века капуцины хоронили своих братьев-монахов на отдельном кладбище. В какой-то момент кладбище заполнилось, и местные власти приняли решение эксгумировать останки монахов и поместить их в катакомбы. Монахи же в этих катакомбах выставили на всеобщее обозрение несколько хорошо сохранившихся мумий. Постепенно место приобрело большую популярность, и богатые местные жители тоже захотели такого же погребения. Сейчас там покоятся все выдающиеся граждане Палермо и окрестностей, умершие до конца XIX века. Катакомбы переоборудовали в музей, ставший одним из самых посещаемых мест в Италии».