Старинные надгробия – экспонаты музея | Музей Мировой Погребальной Культуры

Старинные надгробия – экспонаты музея

В Музее погребальной культуры немало весьма ценных экспонатов. Среди них – старинные надгробия – каменные, чугунные плиты, кресты, обелиски  с различных кладбищ мира. Предлагаем вам подборку некоторых из них с расшифрованными текстами эпитафий.

  • Здесь покоится Осодоръ Ларичев. Родился 1899 года Октября 5 дня. Скончался 1910 года Iюля 30 дня. Вечная ему память.

Каменное надгробие в виде саркофага, с изображением восьмиконечного православного креста. Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской православной церковью, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский». Нижняя косая перекладина – подпорка для ног Иисуса Христа символизирует “мерило праведное”, взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Вокруг креста подпись «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». 19 век.

  • На память от друга Виктора Косаревой Вере Николаевне. Род-1917-1939

Каменное надгробие  с изображением цветущих деревьев и пятиконечной звезды. 20век, СССР.

  • Дорогому Витѣ Шестопалову. Папа и мама.

Каменное надгробие с изображением восьмиконечного православного креста на холме.

  • Здесь погребено тѣло священнической вдовы Евдокiи Петровны Сильвановой, скончавшейся 20 февраля 1887г. 70 летъ отъ рожденiя. Упокой Господь Душу усопшiя рабы твоея.

Чугунная надгробная плита с изображением католического четырехконечного креста и подписью «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». 19 век

  • На сѣмъ мѣстѣ покоится прахъ раба Божiя Алексѣя Михайловича Карпычева, родившегося 17го Марта 1837г., а умершего 26го Iюня 1895г. Жил на сѣмъ свѣтѣ 58 лѣтъ. Мир праху твоему. Прости отец, къ твоей могиле, опять семья твоя пришла, чтобы поплакать надъ тобою и помолиться за тебя. И эти искренние слезы, мольбы услышитъ самъ Творецъ, и ты в своихъ молитвахъ, не забывай о нас, родной отецъ.

Чугунная надгробная плита с изображением орудий пыток Христа, воткнутых в холм Голгофу (копье и трость с губкой) и  сияющего восьмиконечного креста, заключенных в   венок с лентой. Венок – изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов.  Вокруг креста надпись «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». По углам надгробия изображены головы херувимов – это олицетворение души.  19 век.

  • Здесь покоится тѣло рабы Божiей Марфы Петовой Анисимовой. Скончавшеся на 60 году 14 декабся 1894 года. Могила сладостный удѣлъ и пристань отъ недуга.Блажен, кто въ нее летѣлъ как въ объятья друга. Г.В.С. Убого-смиренный сей памятникъ воздвигъ. Преданный сынъ ихъ С. Петербурский купецъ Герасим Васильевич Самолетовъ. 1882г.

Чугунная надгробная плита с изображением сияющего восьмиконечного креста, заключенного в венок с лентой. Венок – изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов. Вокруг креста надпись «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». 19 век.

 

  • Здесь покоится рабы Божiи Михайло Понтелеев Ирина Кузмовна Кузнецовы. Михайло был убитъ на Заводском действiи. Вечная память.

Каменное надгробие с изображением восьмиконечного православного креста на холме Голгофе.

  • Здѣ покоится прахъ въ 60-зѣ почившей раба божiей Стефанида Петровой, жена священника Льва Меркурьева, родившейся 1789 года Ноября 11 дня, пожившей въ брачной жизни 27 лѣтъ и скончавшейся на 45 году отъ рожденiя своего въ 1834 году февраля во 2 день. Всевышнему Творцу угодно было, супруга и дѣтей любезну душу незабвенну, чтобъ сердце чтущихъ память, ему молитвы возносило, преселить въ чертогъ нетлѣнiя безцѣнну. Покоится милый прахъ въ хладной могиле сей до общаго всехъ воззвания.

Чугунная надгробная плита  с эпитафией.  Конец  18го-начало 19-го вв.

  • Hier ruht in Frieden Loirse Loreh geb. Ohligen geboren den 24 Mai 1845 gestorben den 12 August 1871

Каменное надгробие с изображением четырехконечного католического креста  на холме Голгофе. Германия, 19век.

  • Подъ сей доской покоится тѣло Хорунжаго Василья Иванова Розепина. Скончавшагося 1862 года iюня 27 числа въ 10 часовъ вечера отъ рожденiя на 58 году. Прошу читателй пожелать ему вечную память.

Надгробная плита с  изображением  «Креста-Голгофы» –  восьмиконечный крест с подписями IC XC (Иисус Христос), покоящегося на символическом изображении горы Голгофы, в виде холма и ступенек, под которым помещены кости. Напоминает о горе Голгофе, на которой был распят Иисус Христос. На холме орудия пыток Спасителя (копье и трость с губкой). 19 век

  • Здесь покоится прахъ раба Божiя Симеон Александровичь Григорьевъ. Померьъ 18 марта 1911г. 19 летъ.

Каменное надгробие с изображением восьмиконечного православного креста, заключенного в лавровый венок с лентой. Венок  – изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов. Вокруг венка надпись «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Бессмертный, помилуй нас». 20 век.

  • Здесь покоится Тина Макаровна Кузнецова. Скончавшаяся 1908 года Мая 17 дня.

Каменное надгробие с изображением восьмиконечного православного креста, заключенного в лавровый венок с лентой. Венок  – изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов.  Вокруг венка надпись «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Бессмертный, помилуй нас». 20 век.

  • Здесь покоится тѣло рабы Божiей Устинья Григорьевой Солодниковой. Умерший 9 августа 1891 года. Имѣя отъ роду 56 1/12 лѣтъ. Упокой душу рабы твоея Устиньи.

Чугунная надгробная плита с эпитафией и изображением восьмиконечного православного креста. Сверху крестна надпись  «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». 19 век.

  • На сѣмъ мѣстеѣ погребен штаб лекарь Андрей Михайлович Залѣсов. Которой родился въ Ноябрѣ 1771, скончался въ Iюлѣ 1812 года. Служил при Колывансихъ Заводах 27 лѣтъ.

Чугунная плита четырехугольной формы, расширяющаяся кверху. Изображены фигуры ангелов в нижней части и фигура в форме солнца, внутри которой имеется надпись “Богъ” в верхней части.

  • Здесь покоится тѣло Абрама Андреевича Эсдингеръ. Род. 29 Октября 1859г и скон. 12 Ноября 1909г. Мир праху твоему!

Каменное надгробие с эпитафиями и изображением четырехконечного католического креста. Так же есть металлическая табличка с надписью «Господи прiми духъ съ миромъ.» 20 век.

  • Fuderike Poter geb. Mroler 1797 den 13/1 (ten) August . Wustenhof bei Solingen gest den 10/22 (ten) November.

Каменное надгробие с эпитафиями и с женским силуэтом из металла.  Германия, 18век.

  • Владя Завьялова. Род. 15 января 1928 г. Ум. 17 сентября 1929 г.

Детское каменное надгробие с эпитафиями и пятиконечной зведой. 20 век, СССР.

  • Здесь покоится младенецъ Елизавета Александровна Хозяинова. Род. 2 августа, скончалась 17 сентября 1909г.

Детское каменное надгробье в виде саркофага, с эпитафией и изображением восьмиконечного православного креста. Вокруг креста надпись «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Начало 19 века.

  • Здесь покоится младенецъ Ниночка Королькова Род. Скон. 3 ноября 1913 г. Спи дитя до радостного сна.

Детское каменное надгробье в виде саркофага, с эпитафией и изображением  четырехконечного католического креста. По пириметру надгробия надпись «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Начало 19 века

 

Некрополи

Во второй половине XII веке на территории Москвы уже существовали некрополи.

Кладбища в России находились возле монастырей и церквей. Умерших хоронили на церковных дворах, которые до XIV века являлись почти единственными местами для создания кладбищ. Погребения могли быть совершены не только на кладбищах при монастырях, но и при приходских кладбищах  на погостах. Захоронения в таких некрополях, как правило, без инвентаря, отмеченные валунами.

С конца XV века распространяются белокаменные надгробия, что позволяет более точно определять местонахождение некрополей при приходских храмах.

В XVI веке формируются основные монастырские усыпальницы , которые определяли для себя боярские и дворянские роды как места захоронений представителей их родов. В то же время появляются аристократические некрополи отдаленных монастырей.

Усыпальницей для московских князей служил Архангельский собор Московского кремля. Русских императоров хоронили в Петропавловском соборе в Петербурге, высших чинов русской православной церкви в Успенском соборе  в Москве.

Похороны царей всегда сопровождались раздачей милостыни. При погребении цариц  и царевичей количество раздаваемых даров сокращалось вдвое, при погребении царевен вчетверо. При кончине царя трижды били в Успенский колокол. Щедрая раздача милостыни была и на похоронах патриарха.

Церковное кладбище представлялось священной территорией, так как здесь могли находиться останки святых. Этому месту приписывали способность защищать город и государство.

Существовали и кладбища для иноземцев – «немецкие». Первое такое кладбище в Москве располагалось при слободе Наливки, где жили приезжие из Западной Европы, служившие московскому государю. Этот некрополь существовал в XVI веке. Надписи на могилах этого кладбища выполнены на латыни, английском, немецком и голландском языках.  На таких кладбищах также строили мемориальные сооружения – часовни, капеллы.

В 1723 году Петр Великий указом запретил хоронить внутри города всех, кроме «знатных персон». Однако указ не выполнялся должным образом. В 1758 году открылось первое в Москве городское кладбище. Затем кладбища стали устраиваться на окраине городов.

Впоследствии было запрещено хоронить усопших возле церквей, так как в XVIII веке в Москве вспыхнула эпидемия чумы. В 1771 году вышел указ, предписывающий хоронить умерших от чумы в загородных местах, а прочих в отдаленных от центра города монастырях и церквах. Затем было приказано создавать кладбища только за городской чертой. Для кладбищ старались выбирать хорошие места с песчаным грунтом, старались располагать их на всхолмленных местах.

Русское законодательство о кладбищах стало действовать в полной мере со времени правления Екатерины II, оно было изложено во врачебном уставе. Погребения при церквах запрещались и допускались лишь для некоторых старинных монастырей. В конце XIX века хоронить при церквах разрешалось лишь в виде исключения с разрешения архиерея.

Согласно законодательству, кладбище могло быть устроено на расстоянии не менее 100 саженей (213 метров) от последнего жилья, а в деревнях на расстоянии 250 метров. Но по мере роста городов приходилось часто отступать от этого требования. Кладбища находились в ведении духовенства.

Согласно закону опустевшие кладбища не могли быть использованы под пашню, а также на них ничего нельзя было строить. Без разрешения нельзя было переносить с закрытого кладбища тела. Захоронения не принадлежали частным лицам, а были общественной, городской или сельской собственностью. Духовное сословие также могло пользоваться кладбищем только согласно его назначению. Человек, откупивший место на кладбище, мог использовать его только как место для погребения.

В XVIII и XIX веках появляются различные кладбища: военные, инфекционные, морские, тюремные и т. д.

В XX веке многие кладбища из-за роста городов оказались в городской черте. Некоторые закрывались и переносились на другое место, а некоторые кладбища превратились в исторические памятники – некрополи.

Само оформление могил тоже претерпевало в ходе истории серьезные изменения. В античном мире на могилах высокопоставленных особ устанавливались произведения скульптуры и художественно оформленные архитектурные сооружения.

Мемориальные произведения и сегодня являются частью современной жизни. Основным материалом для надгробий является камень, а наиболее распространенной формой – надгробная плита.

На Руси надгробные плиты первоначально устанавливались на могилах знатных людей. Крест, как символ христианства появился на Руси с момента ее крещения и до сих пор часто используется при оформлении могил. Раньше на деревенских погостах стояли деревянные кресты, на городских кладбищах обычно устанавливались каменные. С XVII века распространенным видом надгробия стала лежащая на земле плита из обтесанного камня. Такую плиту не полировали, она была толстой и оформлялась резными украшениями. Некоторые плиты имели форму гроба, по бокам и крышке которого выполнялась резьба. Такой каменный гроб часто стоял на резных ножках разной формы.

Возникновение надписей на могильных плитах относится, вероятнее всего, к концу XV века. Это обуславливалось необходимостью посмертного поминовения. До конца XV века орнамент надгробий не предусматривал места для записей. Наиболее ранние эпитафии нарушали композиционное единство надгробий. Первые эпитафии  не содержали социальных характеристик. В основном встречаются такие надписи как «раб Божий», или эпитафии, определяющие духовный чин человека «инок», «схимник» и княжеский титул «князь», «княгиня».

Со второй половины XVI века в эпитафии включаются социальные характеристики : «боярин», «палач».

Связано это было с формированием  абсолютистского государства, в котором на первом месте находилась социальная роль человека.

Позднее на эпитафиях появилась эмоциональная оценка событий, связанных со смертью человека. На массивном надгробии XVII века сохранилась такая надпись: : «а внук… згорели… во едином… их и пепел». Скорее всего надгробие посвящено сгоревшим во время пожара , погребенным, возможно, в одном гробу.

Интересен тот факт, что в эпитафиях на могилах мужчин почти не встречается указание имен их родителей, что подчеркивает их социальную активность. Тогда как в эпитафиях женских захоронений обязательно указывается девичья фамилия усопшей, то есть делается акцент на ее родовом происхождении. Причина смерти часто указывалась на мужских могилах и реже на женских.

В XVIII веке на русских захоронениях появились эпитафии, которые рассказывали в прозе или стихах о достоинствах жизни умершего.