Чтобы помнили. Зинаида Баженова | Музей Мировой Погребальной Культуры

Чтобы помнили. Зинаида Баженова

Елена Черданцева

Если меня спросят, что важного можно найти при розыске забытых могил, то отныне буду рассказывать историю про знаменитого скульптора, уроженку Новониколаевска (Новосибирска) Зинаиду Васильевну Баженову (1905-1987).

1.JPG

История длится уже шесть лет. Началось с обычного поиска могилы, но в ней беспрерывно появляются новые повороты. Ну, например, один из них связан с тем, что блюсти её авторские права некому. Детей у неё не было, сестры-братья жили в других городах…

А в длинном списке её работ есть удивительные вещи: например фантазийное изображение великого мореплавателя Семёна Дежнёва. Ключевое слово – «фантазийное»! Изображений Дежнёва не сохранилось.

И раньше об этом помнили. Так почта СССР в 1948 году, выпустив марки к 300-летию плавания Дежнёва, обошлась без его портрета. Ведь Баженова создала бюст Дежнёва спустя 10 лет. Зато Почта России в 2009-м выпустила марку уже с «портретом» мореплавателя. И Монетный двор – на юбилейной монете поместил «его» образ. Из каких закромов достали?

2.JPG

Бюст Дежнёва, работы Баженовой. Установлен на маяке на мысе Дежнёва.

Сейчас «портрет» Дежнёва в учебниках и справочниках и нигде ни слова о том, что не знаем мы, как человек выглядел. История перекосилась. Забыли про скульптора, и живем, принимаем арт-объект за реальность. Впору подать в суд на Монетный двор, ведь брать произведение искусства для массового копирования и продажи без разрешения автора или его правообладателей нельзя, если прошло менее 75 лет со смерти художника.

***

История с Дежнёвым – лишь один момент. Может примеры еще найдутся, ведь о том, что Баженова делала после 1961 года, нам неизвестно.

Но её работы, созданные до того, знамениты на весь мир. Это пять аллегорических женских фигур для фонтана «Дружба народов» на выставке ВДНХ в Москве – Латвия, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Туркмения. Надгробия А. С. Новикова-Прибоя на Новодевичьем кладбище в Москве. Бюста поэта Джамбула Джабаева, который находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Баженова многократно создавала образ «вождя мирового пролетариата». Ленин – самое ценное в советской стране, что доверяли только мастерам высшей лиги.

В 1940 году ее работа – маленький Володя Ульянов признана удачной и поставлена на поток. Про ту скульптуру написали пародийный стишок: «Когда был Ленин маленький?/С кудрявой головой…».

5.jpg
3.jpg
4.jpg

Из личного архива скульптора. Бюст «Ленин-гимназист» и договор на него. И договор на скульптуру «Ленин в детстве». В 1970 г. она опять создала его, гонорар был 1800 руб.

Скульптор участвовала в конкурсах проектов памятников В. П. Чкалову для г. Горького и П. И. Чайковскому для Москвы. Воплощению его помешала война. Баженова была автором множества парковых скульптур и скульптурных композиций – бегуньи, копьеметательницы, дискометательницы. Многофигурные композиции – Прыжок, Эстафета. Ленин с детьми. А еще, как тогда говорили, «портреты простых советских женщин».

6.JPG
7.JPG

Работы Зинаиды Васильевны находятся во многих музейных и частных собраниях, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века» и др.

Она выделялась из ряда советских мастеров тем, что одинаково хорошо справлялась как с монументальными реалистичными скульптурами, так и с миниатюрной декоративной керамикой. Помните фигурки для сервантов? Балерины, снегурочки, пастушки…

8.JPG
9.JPG

***

-Елена, а вы не знаете, где похоронена Зинаида Баженова? – такой вопрос в 2014 году мне задал Константин Синявин, скульптор-реставратор, сотрудник реставрационного центра им. академика Грабаря.

Его вопрос я отправила знакомым исследователям кладбищ. Откликнулся Павел Кац, создатель сайта moscow-tombs.ru. Нашел в личном архиве фото её захоронения. В закоулках колумбария Донского кладбища в общей нише вместе с матерью. Скульптор, всю жизнь создававшая красоту для парков и квартир, оказалась под типовой серой плиткой, на которой даже фото не было.

Костя решил, что надо хотя бы сделать барельеф на плиту. В конторе кладбища мы просили связаться с ее родными. Там сказали, что художницу хоронила сестра из Тулы, и вряд ли она жива.

Тогда Костя взялся за изготовление барельефа, с чем сразу возникли сложности. Он сумел отыскать лишь ОДНО фото. Этого мало для портрета. Я звонила на Гжельский керамический завод, где Баженова работала, но там сказали, что у них ничего нет.

Пришлось Косте обойтись одним снимком. Клеили барельеф мы вдвоем в день её юбилея 15 октября 2015 года – 110 лет со дня рождения. Приглашали на мероприятие народ, но событие все проигнорировали, потому что: «да мало ли в Москве художников…».

10.JPG
11.JPG

Возились весь день. Костя очистил плиту специальным раствором, замазал дырки в стене, потом взялся за барельеф… Я снимала и слушала лекцию о Баженовой. Она грамотно смешивала жанры: создав реалистичную скульптуру, могла внести туда элементы декоративной керамики, тонировку. Так делали древние греки, а современные скульпторы не решаются. Между краской и скульптурой сложно найти баланс.

12.JPG

***

Итак, барельеф мы тогда прикрутили. Но про Баженову хотелось и статью написать, ведь если не рассказать о том, где её похоронили. Её и не отыщут никогда.

Уже не могу вспомнить, как долго мы искали информацию о ней. Полгода-год. В интернете имеется лишь список ее работ и ни слова о ней. И тут повезло, Константин обнаружил в библиотеке Музея-усадьбы Кусково книгу «Зинаида Васильевна Баженова», автор Галина Ростовцева, изд. «Советский художник», 1961 г.

13.JPG

По материалам книги я тогда написала пару статей. После чего они, как и все статьи сейчас, пустились в свободное плавание в интернете.

Спустя несколько лет стали объявляться родные Баженовой. Сначала написали из Новосибирска, потом из Тулы. Именно в Туле жила её сестра, Прасковья, которая её хоронила. И сейчас её внучке Елене, принадлежат все права на наследие скульптора.

Елена написала, что хочет воскресить память о Баженовой, но не понимает, как. В их семье хранятся три чемодана фотографий и архивов скульптора. Но родственники не искусствоведы, они мало что могут рассказать о ее творчестве.

Они помнят её в быту,   помнят четырехкомнатную квартиру на Беговой с окнами на ипподром, где в бинокль следили за скачками. И ещё дачу в престижном Абрамцево. Сама Зинаида Васильевна беспрерывно что-то мяла в руках, будто пальцы разминала. Садилась чай пить, держа кусок пластилина. Хотя у нее имелась отдельная мастерская. И у неё был очень общительный муж, тоже скульптор…

Случайно мелькнувший в разговоре муж удивил крайне. Какой муж?! Автор биографии Баженовой ни словом не обмолвилась про мужа. И фамилия у скульптора девичья. Хотя чему удивляться? Вера Мухина, у которой Баженова в свое время училась, тоже ведь оставила свою девичью фамилию, хотя жила в браке, и сына родила…

***

С мужем поворот вышел неожиданный! В Тулу я звонила попросить личные фотографии Зинаиды Баженовой. Потому что статью о ней я взялась написать по просьбе Бориса Якушина специально для Новосибирска.

А тут муж… как рояль в кустах. Из Тулы даже прислали даже семейные фото.

14.jpg

И ситуация с ним еще хуже, чем с Баженовой. У нее хотя бы список работ в сети висел, у него и того нет. Благо, что в Туле сохранился чемодан с его документами. И Елена прислала мне его заявление о пенсии, где он перечисляет работы, созданные им для Третьяковской галереи, Государственного Русского Музея в Ленинграде, музея МГУ и др.

Знакомьтесь, Телятников Абрам Петрович, (1898-1979), член Союза художников СССР. Создавал скульптуры Пушкина, Горького, Ленина, Маркса и Энгельса и многих других.

15.jpg

Только почему его биография никому не известна? Только в РГАЛИ (Российский Государственный Архив Литературы и Искусства) находится его личное дело, которое доступно только родственникам. По закону нельзя его брать, пока не прошло 75 лет со дня смерти человека.

Почему родственники не хотят написать о нем хотя бы что-то, закрыли всю информацию? Кажется, ответ кроется …на кладбищах. Надо смотреть, как их похоронили.

Тульские родственники Зинаиды Баженовой помнят, что урну с прахом Абрама Петровича забрала его дочь от первого брака. У Баженовой осталось свидетельство о смерти мужа, а вот документов на захоронение нет. Она не имела к нему отношения.

А история похорон Баженовой ещё необычней. Её сестра, Прасковья Васильевна, похоронила Зинаиду далеко не сразу. Она её кремировала, а урну с прахом привезла в Тулу и долгое время держала дома. Дело немыслимое для русского человека! С какой целью она так поступила?

У меня есть только одно объяснение. Она пыталась достучаться до первой семье Телятникова, чтобы похоронить супругов вместе. И видно не смогла, раз в итоге подхоронила сестру к матери.

Может быть тут обида, раз ушел из семьи, то и «воспоминания о тебе мы сотрем». И сейчас надо отыскать его могилу. Во-первых, может быть, через неё удастся выйти на его родню. Ведь удалось именно через захоронение отыскать родных Баженовой. И напишется ещё одна утерянная страничка в истории искусства. А во-вторых, интересно, что же на его могиле? Два скульптора в одной семье, там может стоять памятник достойный Лувра.

В общем, надо ехать в Тулу, разбирать архивы супругов. Иначе не понять, что они создали. Ну, и с Семёном Дежнёвым хорошо бы разобраться. Его бюст, созданный Баженовой, стоит на знаковом месте – на самой крайней восточной точке России. На берегу пролива, который разделяет два материка – Евразию и Америку. Как-то неправильно, что информация о нем закрыта нашей короткой памятью.

Текст: Елена Черданцева

Фото из личного архива З.В. Баженовой, публикуются впервые.

Часть снимков из книги Г. Ростовцевой «Зинаида Васильевна Баженова», изд. «Советский художник», 1961 г.