Аскольдова могила | Музей Мировой Погребальной Культуры

Аскольдова могила

 

Аскольдова могила — место погребения др. рус. князя Аскольда (Оскольда) в Киеве. Согласно летописным сведениям, убит по велению Олега (Вещего) при захвате последним Киева в 882. Захоронен на горе, часть парка на правом берегу Днепра в Киеве, Свято-Никольского храм на Аскольдовой могиле, который всегда считался символом торжества Православия. Создание этой церкви связано с именами киевских князей Аскольда и Дира, ходивших в 866 году войною на Константинополь. Царьград чудом избежал разрушения, а пораженные величием христианства князья незамедлительно крестились. В том же году, в своей окружной грамоте, разосланной восточным епископам Константинопольский патриарх, Фотий говорит, что россы, дерзнувшие напасть на Византию, уже исповедуют Христа. Константинопольский Император Константин Багрянородный также свидетельствует, что русский князь крестился в времена Царя Василия и патриарха Игнатия, т.е. к. 867 года. Вскоре на Руси появился первый православный епископ. С этого времени Русь числится 60-м архиепископством Константинопольского патриархата.

Позже, на месте погребения воспылавшего любовью к греческой вере князя Аскольда (во святом крещении Николая), христианка княгиня Ольга построила церковь. Здесь же первоначально была погребена и сама Великая княгиня (опасаясь языческой тризны, Св. Ольга завещала иерею Георгию тайно предать ее тело земле).

«Повесть временных лет» сообщает, что Аскольд и Дир, бывшие бояре новгородского князя Олега, с его разрешения отправились в поход на Царьград, но по дороге захватили Киев и вокняжились там. Впоследствии Олег сам прибыл с войском в Киев и умертвил Аскольда и Дира за самозванное присвоение княжеских полномочий. Согласно другой версии, Аскольд и Дир были законными киевскими правителями, потомками Кия, но стали жертвами захвата Киева Олегом. Летопись гласит, что Аскольд был погребён на месте его кончины, а Дир — за Ирининским монастырём. По сведениям, восходящим к византийским источникам, Аскольд принял крещение с именем Николая и над его могилой была построена деревянная церковь.

Картинки по запросу фото аскольдова могила

В Словаре Брокгауза и Ефрона могила описана следующим образом:
Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведёт спуск с наружной стороны церкви, и имеет вид каменного саркофага глубокой древности. В том же помещении покоится прах князя Димитрия Кантакузена (+ 1820 г.). Со времени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда к его могиле ежегодно совершается 2 июля крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря, в ведении которого и состоит Аскольдова могил
Древний Киев лежал на большой дороге «из варяг в греки» — из северных стран, населенных храбрыми и воинственными варягами, в богатую и торговую Грецию.

Русские летописи сообщают, что два варяжских рыцаря — Аскольд и Дир — вышли из Новгорода, овладели Киевом и стали в нем княжить. Сначала они, отправляясь из Новгорода, хотели добраться до Царьграда (Константинополя), чтобы поступить там воинами в особую варяжскую дружину. Став киевскими князьями, они изменили свое намерение и решили идти на Царьград уже войной. Собрав большую дружину, они посадили своих воинов на ладьи и поплыли к Царьграду-Константинополю (нынешнему Стамбулу). Устрашенные многочисленной киевской ратью, греки не надеялись отразить врагов, и тогда патриарх Константинопольский с молебными песнопениями вынес из Влахернского храма Пречестную ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой погрузил ее в море. Молитва христиан была услышана, внезапно на море поднялась сильная буря, которая разметала ладьи киевлян в разные стороны. Когда буря миновала, князья Аскольд и Дир, свидетели свершившегося чуда, приняли в Царьграде христианство. В святом крещении Аскольд был наречен Николаем, а Дир — Илией.

После этого они княжили в Киеве недолго. В 882 году Новгородский князь Олег пришел на ладьях к Киеву и пристал к берегу близ Печерской возвышенности — против слияния протока Черторын и с Днепром. Новгородские воины были спрятаны в ладьях, а князь Олег назвал себя «варяжским гостем» — купцом. Не подозревая обмана, Аскольд и Дир вышли к своим землякам, но на береговом уступе их внезапно окружило новгородское войско. Киевские князья были убиты, и Аскольда погребли тут же — на месте его мученической смерти, которое с тех пор называется Аскольдовой могилой. Тело погребли далеко от Днепра — на месте, где впоследствии был возведен Ирининский монастырь.

Великая княгиня Ольга, чтобы почтить память первого христианского князя Киевского, построила над могилой Аскольда церковь во имя Святого Николая.] До настоящего времени эта церковь не сохранилась, а каменный одноглавый храм, ныне находящийся над Аскольдовой могилой, был выстроен в 1810 году воронежским купцом Мещеряковым. В 1867 году, в память 1000-летия крещения Аскольда, был установлен ежегодный крестный ход на Аскольдову могилу, который совершается 2 июля — в день положения Пречестной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

В рамках екатерининской городской реформы вокруг крупных городов стали создаваться распланированные кладбища. Киев не стал исключением. С 1786 до 1935 г. вокруг Аскольдовой могилы существовало кладбище, где находились захоронения многих именитых киевлян. В конце XIX — начале XX века кладбище «Аскольдова могила» считалось особо престижным некрополем. Здесь были устроены многочисленные художественные надгробия и внушительные склепы.
Известно, что декабрист Н Бестужев-Рюмин желал, чтобы его тело после казни перевезли в Киев и похоронили на Аскольдовой могиле.

С 1796 года эта живописная, спускающаяся террасами к Днепру местность, принадлежавшая Никольскому мужскому монастырь, стала общественным кладбищем, на котором в основном хоронили представителей привилегированных слоев населения.
Хоронили на Аскольдовой могиле людей, принадлежавших к самым разным слоям общества: от революционеров-народников до губернаторов и сиятельных князей. Много здесь упокоилось людей военных — участников войн 1812 года, Русско-турецкой и Первой мировой… 2 февраля 1918 году в братской могиле были похоронены 18 студентов, защищавших независимость Украины и убитых в сражении с большевиками под Крутами.

С Аскольдовой могиле связаны одноименный роман М.Н. Загоскина, опера А.Н. Верстовского, а также популярная трагическая песня А.Н. Вертинского «Я не знаю — зачем, я не знаю, кому это нужно…», посвященная юношам, погибшим в Гражданскую войну. Надгробные сооружения Аскольдовой могилы по своей форме были очень разнообразны — от простых деревянных крестов до величественных склепов. Например при входе на кладбище, на возвышенности, стояла пятиглавая часовня-усыпальница , сооруженная в романском стиле. Рядом с часовней во имя Николая Чудотворца располагался семейный склеп дворян Турчаниновых, построенный в византийском стиле с голубым куполом, украшенным золотыми звездами. Пол этого склепа был выложен плитами из белого и серого мрамора.

К наиболее интересным надгробиям Аскольдовой могилы можно отнести белоснежный склеп, в котором погребли известного в России антрепренера Н.Н. Соловцова, организовавший в 1891 в Киеве году знаменитый Соловцовский театр. На входом в его склеп был установлен фигурный крест, вокруг которого полукругом шла надпись: «Блажении милостивш яко тие пожаловании будут.

После Аскольдовой могилы на Лукьяновском кладбище упокоился знаменитый летчик П.Н. Нестеров, впервые исполнивший фигуру высшего пилотажа — «мертвую петлю» — и погибший в Первую мировую войну в воздушном бою над полями Галиции при совершении первого в истории войн тарана вражеского аэроплана.

На могиле ротмистра Бориса Чиважевского стоял памятник из черного лабрадора, вся поверхность которого была испещрена проникновенными стихами. Смысл этих надгробных эпитафий заключался в сопоставлении страданий Пресвятой Богородицы и обычной женщины, потерявшей сына в Первую мировую войну:

Вот сын одной лежит во гробе,
Безмолвный, снятый со креста,
А сын другой на бранном поле
Принял мучительный конец…
И тихо плачут матерь Бога
И человеческая мать…

Только после воссоединения Малороссии с русским православным царством для киевских святынь наступили лучшие времена. Благочестивые цари и вельможи не только щедро одаривали древние киевские монастыри и храмы, но и часто строили новые. Со временем Киев стал подлинным центром народного паломничества, святой землей, увидеть которую было заветной мечтой каждого русского человека.
Показательно, что нынешний каменный храм на Аскольдовой могиле построен на средства воронежского городского головы и купца Самуила Никитича Мещерякова в память о супруге Александре, умершей во время богомолья в Киеве в 1809 году.

В 1847 году над церковью нависла угроза разрушения: из-за осунувшегося кургана в ее стене образовалась глубокая трещина. Тогда храм был спасен только благодаря настойчивости русского царя. Будучи опытным инженером, гостивший в Киеве государь Николай I лично распорядился во что бы то не стало сохранить церковь для потомков, твердо возразив сомневающимся: «Ничуть падением не грозит, нужно немного поправки и церковь должна существовать!»

Великолепный иконостас Никольского храма был создан на средства участника Кавказкой войны, кубанского казачьего генерала Демидовского. В 1856 году была окончательно завершена роспись храма. Именно так, благодаря русским царям, генералам и купцам Киев украшался новыми храмами и монастырями, которые достаются в наши дни раскольникам и униатам.

В годы Великой Отечественной войны территория парка «Аскольдова могила» использовалась для захоронений умерших, немецких солдат. После войны вокруг храма Николая Чудотворца хоронили советских воинов-героев, но потом их могилы перенесли в располагавшийся поблизости Парк вечной славы.

Картинки по запросу фото аскольдова могила

Владимир Леонов. БЛАГОДАРНО ПОМНИТЬ (коллекция исторических миниатюр)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *