Санса́ра или самса́ра (санскр. «блуждание, странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, обусловленных кармой прошлой жизни, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы).
Сансара — одно из центральных понятий в индийских религиях — индуизме, буддизме, джайнизме и сикхизме. Каждая из этих религиозных традиций даёт свои интерпретации понятия сансары. В большинстве традиций и философских школ, сансара рассматривается как неблагоприятное положение, из которого необходимо выйти.
БХАВАЧАКРА – схематическое изображение сансары в виде колеса бытия, один из самых популярных сюжетов. Его можно видеть около входа в любой буддийский храм или монастырь. Оно не является объектом поклонения, в нем лишь запечатлены основополагающие методологические принципы буддийской мысли.
На изображениях колесо, символизирующее бхавачакру, крепко сжимает клыками и лапами бог смерти Яма Дхармараджа в виде черепахи, в буддийском контексте он приобретает собственное значение и выражает принцип кармы.
В центральном, самом маленьком, круге, в ступице колеса, изображены три главных корня обусловленного существования: неведение, привязанность («страсть») и гнев. Эти три базовых эмоции, порождающие остальные и являющиеся мотивами любых негативных поступков, лежат в основе сансарического существования. Канонически эти омрачения в буддийской иконографии изображаются в виде животных: неведение (игнорирование, тупость) в образе свиньи, привязанность (зависимость, страсть) – в образе петуха, гнев (злость, чувство мести, отвращение) – в образе змеи. Символические животные как бы ухватились за хвосты друг друга и, как белка в колесе, пустились в бег по кругу, приводя в движение Колесо сансары.
В круге вокруг них изображают добродетельных людей со светлой кармой, чей путь устремлён на небеса для перерождения в высших мирах, и фигуры недобродетельных людей, которых, связанными, демоны тащат в ад, чтобы они переродились в низших мирах.
В следующем, третьем изнутри, круге Колеса сансары запечатлены следствия кармы в виде рождения в одном из шести миров (от высшего к низшему):
* Мир богов (дэвов) — дэвалока; рождение в качестве божества возможно, если в уме преобладают блаженство радостного благополучия и гордость (божества изображены в верхнем секторе Колеса);
* Мир асуров (демонов и/или полубогов), если преобладает ревность(сектор асуров изображен рядом с сектором божеств, ниже его, справа);
* Мир людей, если преобладают желание и привязанности (сектор рядом с сектором божеств, ниже его, слева);
— эти три формы рождения считаются счастливыми и композиционно представляют собой верхний полукруг Колеса сансары.
* Мир животных, если преобладают неведение и тупость;
* Мир претов — голодных духов, если преобладают жадность и страсть;
* Мир адских существ (нараков) — ады;
— эти три формы рождения считаются несчастливыми и композиционно образуют нижний полукруг Колеса сансары.
Миры представляют лишь шесть возможных путей жизни разного качества, попадание в тот или иной мир зависит от деяний (кармы) и состояния сознания на момент смерти. Никакой идеи духовной эволюции в этой схеме миров не заложено: после смерти в качестве божества можно снова родиться человеком, потом попасть в ад, потом родиться животным, потом снова человеком, потом опять попасть в ад и т. д. Теперь-то вы понимаете почему вырваться из изматывающей бхавачакры, вечного цикла смертей и перерождений, является заветной мечтой последователей?
Внешний ободок Колеса сансары содержит символическое изображение учения о Причинно-зависимом происхождении. Порядок перерождения передан 12 изображениями, символизирующими его законы:
1) изначально особь пребывает в неведении (символ — (человек со стрелой в глазу, слепец с посохом: не понимая закона кармы, человек в сансаре бредет наугад и не застрахован от падения в низшие формы бытия. Стрела, ранящая человека – традиционный символ неведения. Существует известная притча из 63-й проповеди «Маджхима-никаи», в которой Будда рассказал историю о человеке, раненном отравленной стрелой, который вместо того, чтобы вытащить ее и залечить рану, медлил, выясняя, что за человек пустил в него эту стрелу, как его зовут, какие у него были намерения, к какой он принадлежал касте и т.д.).
2) возникающие при этом подсознательные импульсы, формирующие мотивацию и ментальные привычки, влекущие умершего к новому рождению. Представлены в виде фигуры гончара, лепящего горшки на своем гончарном круге; здесь промежуточное состояние заканчивается и происходит зачатие новой жизни;
3) наличие формирующих факторов обусловливает появление различающего, двойственного сознания, пока еще неоформленного, аморфного. Такое сознание изображено в виде обезьяны, прыгающей с ветки на ветку (такое сознание нецелостно и неустойчиво, склонно перескакивать с одного объекта на другой); это сознание уже содержит семена действий в виде кармических привычных тенденций, которые созревают и происходит…
4) формирование имени и формы, то есть психофизических характеристик существа. Они представлены двумя людьми, плывущими в одной лодке; на их основе формируются…
5) шесть баз восприятия, то есть шесть органов, или способностей чувственного восприятия. Шестой является ум, также считающийся органом восприятия «умопостигаемого». Они изображены в виде дома с шестью окнами.
6) в момент рождения шесть органов чувств приходят в контакт с объектами чувственного восприятия, что изображено в образе предающейся любви супружеской пары;
7) в результате чего возникают ощущения приятного, неприятного и нейтрального; такое восприятие изображено как вода, выливаемая из кувшина на раскаленное докрасна железо.
8) эти ощущения обусловливают появление желания вновь испытать то, что приятно, что в свою очередь приводит к появлению влечения, страсти, привязанности. Тогда как чувство неприятного формирует гнев и его тонкое проявление – отвращение. В буддийском “Колесе Бытия” всегда изображают человека, пьющего пиво, или которому подносят пиво. Влечение и отвращение как две стороны одного состояния образуют…
9) привязанность, схватывание, попытки удержать приятное и оттолкнуть неприятное, оставляя без внимания нейтральное. Это изображено в образе собирания плодов обезьяной.
10) привязанности составляют сущность сансарического бытия, они становятся силой, побуждающей войти в следующую фазу существования. Образ десятого звена известен в виде супружеской пары, где женщина беременна.
В результате происходит переход в следующую жизнь:
11) после этого особь вновь ждёт рождение (роженица). Однако, новое рождение неизбежно приводит к…
12) старение и смерть (в буддийских версиях, показана урна с прахом, или труп, завернутый и переносимый одним или несколькими людьми.
И далее вновь базовое неведение приводит умы существ к очередному воплощению и т.д. Все это «колесо обусловленного существования» держит в своих лапах, как бы обнимая его, Яма, символизирующий страдание и «страдательность», обусловленность как главное свойство сансарического бытия. Вне колеса в верхнем углу картины, обычно изображается Будда или Великий Бодхисаттва, свободный от круговорота миров страданий, указывающий на сияющий круг около него — символ нирваны, ничем не обусловленного, а потому нерушимого счастья.