Елена Черданцева
Если меня спросят, что важного можно найти при розыске забытых могил, то отныне буду рассказывать историю про знаменитого скульптора, уроженку Новониколаевска (Новосибирска) Зинаиду Васильевну Баженову (1905-1987).
История длится уже шесть лет. Началось с обычного поиска могилы, но в ней беспрерывно появляются новые повороты. Ну, например, один из них связан с тем, что блюсти её авторские права некому. Детей у неё не было, сестры-братья жили в других городах…
А в длинном списке её работ есть удивительные вещи: например фантазийное изображение великого мореплавателя Семёна Дежнёва. Ключевое слово – «фантазийное»! Изображений Дежнёва не сохранилось.
И раньше об этом помнили. Так почта СССР в 1948 году, выпустив марки к 300-летию плавания Дежнёва, обошлась без его портрета. Ведь Баженова создала бюст Дежнёва спустя 10 лет. Зато Почта России в 2009-м выпустила марку уже с «портретом» мореплавателя. И Монетный двор – на юбилейной монете поместил «его» образ. Из каких закромов достали?
Бюст Дежнёва, работы Баженовой. Установлен на маяке на мысе Дежнёва.
Сейчас «портрет» Дежнёва в учебниках и справочниках и нигде ни слова о том, что не знаем мы, как человек выглядел. История перекосилась. Забыли про скульптора, и живем, принимаем арт-объект за реальность. Впору подать в суд на Монетный двор, ведь брать произведение искусства для массового копирования и продажи без разрешения автора или его правообладателей нельзя, если прошло менее 75 лет со смерти художника.
***
История с Дежнёвым – лишь один момент. Может примеры еще найдутся, ведь о том, что Баженова делала после 1961 года, нам неизвестно.
Но её работы, созданные до того, знамениты на весь мир. Это пять аллегорических женских фигур для фонтана «Дружба народов» на выставке ВДНХ в Москве – Латвия, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, Туркмения. Надгробия А. С. Новикова-Прибоя на Новодевичьем кладбище в Москве. Бюста поэта Джамбула Джабаева, который находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Баженова многократно создавала образ «вождя мирового пролетариата». Ленин – самое ценное в советской стране, что доверяли только мастерам высшей лиги.
В 1940 году ее работа – маленький Володя Ульянов признана удачной и поставлена на поток. Про ту скульптуру написали пародийный стишок: «Когда был Ленин маленький?/С кудрявой головой…».
Из личного архива скульптора. Бюст «Ленин-гимназист» и договор на него. И договор на скульптуру «Ленин в детстве». В 1970 г. она опять создала его, гонорар был 1800 руб.
Скульптор участвовала в конкурсах проектов памятников В. П. Чкалову для г. Горького и П. И. Чайковскому для Москвы. Воплощению его помешала война. Баженова была автором множества парковых скульптур и скульптурных композиций – бегуньи, копьеметательницы, дискометательницы. Многофигурные композиции – Прыжок, Эстафета. Ленин с детьми. А еще, как тогда говорили, «портреты простых советских женщин».
Работы Зинаиды Васильевны находятся во многих музейных и частных собраниях, в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее керамики и «Усадьбе Кусково XVIII века» и др.
Она выделялась из ряда советских мастеров тем, что одинаково хорошо справлялась как с монументальными реалистичными скульптурами, так и с миниатюрной декоративной керамикой. Помните фигурки для сервантов? Балерины, снегурочки, пастушки…
***
-Елена, а вы не знаете, где похоронена Зинаида Баженова? – такой вопрос в 2014 году мне задал Константин Синявин, скульптор-реставратор, сотрудник реставрационного центра им. академика Грабаря.
Его вопрос я отправила знакомым исследователям кладбищ. Откликнулся Павел Кац, создатель сайта moscow-tombs.ru. Нашел в личном архиве фото её захоронения. В закоулках колумбария Донского кладбища в общей нише вместе с матерью. Скульптор, всю жизнь создававшая красоту для парков и квартир, оказалась под типовой серой плиткой, на которой даже фото не было.
Костя решил, что надо хотя бы сделать барельеф на плиту. В конторе кладбища мы просили связаться с ее родными. Там сказали, что художницу хоронила сестра из Тулы, и вряд ли она жива.
Тогда Костя взялся за изготовление барельефа, с чем сразу возникли сложности. Он сумел отыскать лишь ОДНО фото. Этого мало для портрета. Я звонила на Гжельский керамический завод, где Баженова работала, но там сказали, что у них ничего нет.
Пришлось Косте обойтись одним снимком. Клеили барельеф мы вдвоем в день её юбилея 15 октября 2015 года – 110 лет со дня рождения. Приглашали на мероприятие народ, но событие все проигнорировали, потому что: «да мало ли в Москве художников…».
Возились весь день. Костя очистил плиту специальным раствором, замазал дырки в стене, потом взялся за барельеф… Я снимала и слушала лекцию о Баженовой. Она грамотно смешивала жанры: создав реалистичную скульптуру, могла внести туда элементы декоративной керамики, тонировку. Так делали древние греки, а современные скульпторы не решаются. Между краской и скульптурой сложно найти баланс.
***
Итак, барельеф мы тогда прикрутили. Но про Баженову хотелось и статью написать, ведь если не рассказать о том, где её похоронили. Её и не отыщут никогда.
Уже не могу вспомнить, как долго мы искали информацию о ней. Полгода-год. В интернете имеется лишь список ее работ и ни слова о ней. И тут повезло, Константин обнаружил в библиотеке Музея-усадьбы Кусково книгу «Зинаида Васильевна Баженова», автор Галина Ростовцева, изд. «Советский художник», 1961 г.
По материалам книги я тогда написала пару статей. После чего они, как и все статьи сейчас, пустились в свободное плавание в интернете.
Спустя несколько лет стали объявляться родные Баженовой. Сначала написали из Новосибирска, потом из Тулы. Именно в Туле жила её сестра, Прасковья, которая её хоронила. И сейчас её внучке Елене, принадлежат все права на наследие скульптора.
Елена написала, что хочет воскресить память о Баженовой, но не понимает, как. В их семье хранятся три чемодана фотографий и архивов скульптора. Но родственники не искусствоведы, они мало что могут рассказать о ее творчестве.
Они помнят её в быту, помнят четырехкомнатную квартиру на Беговой с окнами на ипподром, где в бинокль следили за скачками. И ещё дачу в престижном Абрамцево. Сама Зинаида Васильевна беспрерывно что-то мяла в руках, будто пальцы разминала. Садилась чай пить, держа кусок пластилина. Хотя у нее имелась отдельная мастерская. И у неё был очень общительный муж, тоже скульптор…
Случайно мелькнувший в разговоре муж удивил крайне. Какой муж?! Автор биографии Баженовой ни словом не обмолвилась про мужа. И фамилия у скульптора девичья. Хотя чему удивляться? Вера Мухина, у которой Баженова в свое время училась, тоже ведь оставила свою девичью фамилию, хотя жила в браке, и сына родила…
***
С мужем поворот вышел неожиданный! В Тулу я звонила попросить личные фотографии Зинаиды Баженовой. Потому что статью о ней я взялась написать по просьбе Бориса Якушина специально для Новосибирска.
А тут муж… как рояль в кустах. Из Тулы даже прислали даже семейные фото.
И ситуация с ним еще хуже, чем с Баженовой. У нее хотя бы список работ в сети висел, у него и того нет. Благо, что в Туле сохранился чемодан с его документами. И Елена прислала мне его заявление о пенсии, где он перечисляет работы, созданные им для Третьяковской галереи, Государственного Русского Музея в Ленинграде, музея МГУ и др.
Знакомьтесь, Телятников Абрам Петрович, (1898-1979), член Союза художников СССР. Создавал скульптуры Пушкина, Горького, Ленина, Маркса и Энгельса и многих других.
Только почему его биография никому не известна? Только в РГАЛИ (Российский Государственный Архив Литературы и Искусства) находится его личное дело, которое доступно только родственникам. По закону нельзя его брать, пока не прошло 75 лет со дня смерти человека.
Почему родственники не хотят написать о нем хотя бы что-то, закрыли всю информацию? Кажется, ответ кроется …на кладбищах. Надо смотреть, как их похоронили.
Тульские родственники Зинаиды Баженовой помнят, что урну с прахом Абрама Петровича забрала его дочь от первого брака. У Баженовой осталось свидетельство о смерти мужа, а вот документов на захоронение нет. Она не имела к нему отношения.
А история похорон Баженовой ещё необычней. Её сестра, Прасковья Васильевна, похоронила Зинаиду далеко не сразу. Она её кремировала, а урну с прахом привезла в Тулу и долгое время держала дома. Дело немыслимое для русского человека! С какой целью она так поступила?
У меня есть только одно объяснение. Она пыталась достучаться до первой семье Телятникова, чтобы похоронить супругов вместе. И видно не смогла, раз в итоге подхоронила сестру к матери.
Может быть тут обида, раз ушел из семьи, то и «воспоминания о тебе мы сотрем». И сейчас надо отыскать его могилу. Во-первых, может быть, через неё удастся выйти на его родню. Ведь удалось именно через захоронение отыскать родных Баженовой. И напишется ещё одна утерянная страничка в истории искусства. А во-вторых, интересно, что же на его могиле? Два скульптора в одной семье, там может стоять памятник достойный Лувра.
В общем, надо ехать в Тулу, разбирать архивы супругов. Иначе не понять, что они создали. Ну, и с Семёном Дежнёвым хорошо бы разобраться. Его бюст, созданный Баженовой, стоит на знаковом месте – на самой крайней восточной точке России. На берегу пролива, который разделяет два материка – Евразию и Америку. Как-то неправильно, что информация о нем закрыта нашей короткой памятью.
Текст: Елена Черданцева
Фото из личного архива З.В. Баженовой, публикуются впервые.
Часть снимков из книги Г. Ростовцевой «Зинаида Васильевна Баженова», изд. «Советский художник», 1961 г.