История бисерного венка | Музей Мировой Погребальной Культуры

История бисерного венка

История бисероплетения уходит корнями в глубокую древность. Считается, что первыми технологию изготовления бисера открыли в Древнем Египте. Стеклянными бусинами украшались одеяния фараонов и состоятельных людей. Из бисера же плелись украшения, бисер сочетали с драгоценными и полудрагоценными камнями.

В Европу бисероплетение попадает благодаря Древнему Риму. Империя перенимает это мастерство у сирийцев. Использовали бисер и многие другие народы. Бисером начинают украшать одежду, обувь сумочки, шкатулки, подушечки. Из бисера изготавливают украшения и самостоятельные декоративные композиции.

Происхождение техники плетения цветов из бисера сложно проследить документально. Европейские крестьяне, которые занимались народным промыслом, были в большинстве своем малограмотны и не умели писать. Они передавали свое умение из поколения в поколение, обучая потомков, которые привносили свои изменения.

Известно только, что французская техника создания цветов из бисера и проволоки существовала несколько столетий и изначально была не только французской. Сами бисеринки, которые еще называют рокалле (rocailles), производили в основном в Италии, образцы такого плетения из бисера можно найти и в Италии, и в Англии, и во Франции.

Очень большую популярность бисер приобрел в XIX веке. Им украшались бальные платья и других наряды, а остатки часто использовались работницами для выполнения объемных цветов, которыми украшали комнаты и церковные алтари. И тогда же, в викторианскую эпоху, стали популярны ритуальные венки из бисера. К примеру, такие венки изготавливались в год траура Виктории по ее любимому мужу Альберту. В прошлые времена могилы усопших посещали часто и так же, как и теперь, на могилу было принято класть цветы, но цветы были доступны не во все времена года. Поэтому женщины викторианской эпохи начали плести цветы из бисера и составлять из них венки.

Венки, сплетенные из бисера, имели несколько преимуществ перед живыми цветами: они были менее дорогими, их можно было найти в любое время года, а главное – такие венки долговечны. Венки, как и другие атрибуты похоронного ритуала, стали называться  immortelles – слово, которое отражает суть траура и происходит от названия многолетнего растения – бессмертника, растущего на юге Европы.

Бисерные цветы и венки получают широкое распространение и во Франции.

В начале XX века во Французском городе Ди существовала очень популярная мастерская семьи Босолей (Beausoleil), где изготавливали immortelles. Бисер делали в той же мастерской. На изготовление такого венка уходило много времени, но спросом они пользовались очень большим.
Пик популярности этой мастерской приходится на конец 40-х – начало 50-х годов. Бисерные венки из этой мастерской использовались не только в самом Ди, но и развозились по всей Франции. Однако же, как это часто бывает, мастерская прекратила свое существование со смертью последнего из семьи Босолей.

 

В Соединенных Штатах ритуальные венки из бисера были очень популярными в Луизиане, где было очень сильное французское влияние.

Качество материала было настолько хорошим, что по прошествии многих десятилетий “бисерные изделия” оставались  такими же яркими, как и в первый день – ни дождь, ни солнце, ни ветер их не испортили. Траурные венки из этой мастерской до сих пор можно встретить в Шантийоне, на протестантском кладбище. В самом же городе Ди в настоящее время не осталось ни одного такого венка.