Кремация по канону
Со времён античности люди считали кремацию очищением. Если брать религиозную традицию, сжигание трупов всегда было прерогативой индуистов, практиковавших подобный уход в мир иной ещё задолго до появления христианства. Если говорить о других религиях, то в исламе, иудаизме и по канонам Греческой православной церкви сожжение мёртвых категорически запрещается. В христианстве, например, понятия “пепел” и “прах” чётко разделены.
Кремация также осуждалась и в зороастризме, распространённом в основном в Иране. Например, дабы не осквернять огонь, покойников просто относили и бросали в пустыне на съедение стервятникам. С распространением христианства в Европе практиковалось традиционное захоронение в земле, а не кремация. К вопросу сжигания трупов вернулись лишь в XIX веке, когда кладбища многих европейских городов были переполнены и зачастую плотно подступали к городским домам.
Поэтому в 1869 году во Флоренции была принята резолюция с призывов к широкому распространению кремации, а уже в 1873 году профессор Бруно Брунетти разработал первую в мире кремационную печь, презентовав её на международной выставке в Вене. А уже год спустя была основана Международная федерация кремации, существующая по сей день и просвещающая публику на предмет преимущества кремации с точки зрения этики, эстетики, экологии и санитарии.
Несмотря на популярность идеи сжигания трупов, сами крематории появились в Европе только после 1900 года, а до этого весь процесс проходил в церкви. К 1905 году в Европе и Америке дымило уже 90 крематориев, где ежегодно сжигалось порядка 125 000 покойников.

Инфернальная архитектура
Есть предположение, что архитектура смерти появилась едва ли не раньше, чем архитектура жизни. Сама по себе инфернальная архитектура (от испанского inferno — преисподняя) берёт начало с доисторических надгробий, египетских пирамид и древних склепов. Строго говоря, инфернальная архитектура — это любые здания траурного назначения: обелиски, склепы, некрополи, кладбищенские комплексы, мавзолеи. Главная задача такой траурной архитектуры — создать содержательное пространство, связанное со скорбью об умерших.
Как отдельное направление кремационная архитектура появилась только в 20-е года XX века, когда перед зодчими была поставлена конкретная задача: отделить кремацию от религии и сделать здание крематория никак не связанным с церковью. При этом архитекторы, в чей адрес постоянно звучали нападки со стороны церкви, пытались всячески примирить кремацию и религию. Например, в первых крематориях печи специально убирали с первого этажа, чтобы их не видели сами участники траурных церемоний.
Наиболее известными памятниками инфернальной архитектуры времён модернизма стали крематорий Фрица Шумахера в Гамбурге (1928 год) и крематорий Клеменса Хольумейстера в Вене (1923 год). Первый состоял из двух этажей: технического, с печами, и зала для траурных церемоний над ним.

Дым Отечества, или монополия на смерть
В Российской империи, где главной религией было православие, идея кремации не могла быть принята по определению. А в Советском Союзе с его атеизмом крематории уже просто не могли не появиться.
Первый отечественный крематорий открылся в Петербурге в декабре 1920 года в здании бань Васильевского острова, а закрылся он уже в феврале 1921-го из-за отсутствия дров. В 30-е годы прошёл первый архитектурный конкурс на строительство крематория, который выиграл проект здания Ивана Фомина. Сооружение напоминало огромный факел. Примечательно, что этот проект так же, как и множество других авангардных проектов крематориев, так и остался на бумаге.
Сейчас в России работает только 15 крематориев, причём частных из них только два — в Новосибирске и Туле. Для сравнения: в США их около 1000.
Об особенностях российской кремации Лайфу рассказал сотрудник НИУ ВШЭ, исследователь, главный редактор журнала “Археология русской смерти” Сергей Мохов.
— В России кремирование по-прежнему менее популярно, чем традиционные похороны. При этом никто не запрещает кремировать родственников после смерти, никакие особые разрешения для этого не нужны. Более того, нет никакой статистики и учёта, что происходит с телом, когда его забирают из морга.
Причина в том, что государственные структуры на похоронах зарабатывают значительно больше, чем на кремации, при этом практически не допускают в эту сферу частных лиц. Да и потом, крематории у нас старые, со старыми технологиями, а строить новые слишком дорого. Одна только печь может обойтись в 20 миллионов рублей. Крематорий — это дорогой проект с долгим возвратом инвестиций. С колумбариями та же история: их у нас практически нет, потому что содержать их слишком дорого, — подытожил специалист.

Также в России существует единственный в своем роде Музей мировой погребальной культуры, расположенный в парке Памяти Новосибирского крематория. Коллекция музея включает в себя экспонаты траурной моды XVIII — начала XX века, траурные украшения, украшения из волос умерших, посмертные фотографии и церковную атрибутику. Он открылся в мае 2012 года, и с тех пор его посетили десятки тысяч человек из 30 стран мира. Примечателен и сайт музея, где среди прочего есть разделы “мультфильмы” и “непознанное”.
Директор Музея мировой погребальной культуры Мария Чернышева рассказала Лайфу о Международной ассоциации музеев смерти и о том, кто и зачем приходит в её музей.
— Наш музей — единственный в своём роде в России, он входит в состав Международной ассоциации музеев смерти (ММПК). Всего таких музеев в мире — 46, и все они работают под патронажем ЮНЕСКО. Наши посетители — очень разные люди: студенты, школьники, пенсионеры.Каждый выходит после посещения музея вдохновлённым и обновлённым.
На базе музея ведётся научно-исследовательская работа, за последние годы студентами университетов Иркутска, Санкт-Петербурга, Челябинска, Новосибирска, Москвы, Лондона было написано порядка десяти дипломных работ. В настоящее время пять наших сотрудников — это аспиранты университетов Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска и Челябинска. Ими готовятся к защите диссертации по архитектуре кладбищ, психологии горя, истории кремации, культуре траура, по законодательным основам похоронного дела, философии смерти, философско-мировоззренческим аспектам оценочных категорий прожитой жизни в надгробных речах, некрологах и панегириках. В музее активно ведётся научная работа по атрибуции уникальных мировых коллекций живописи, скульптуры, медальерного искусства, составляются каталоги, описания постоянно меняющихся экспозиций, — приоткрыла для Лайфу завесу загробного мира директор музея.
Сжигание по хай-теку
Сегодня архитектура крематориев не отстаёт от мировых трендов возведения зданий. При взгляде на современные крематории смерть является последним, что приходит на ум. Достаточно взглянуть на крематорий и мемориальный парк в Сеуле — настоящий шедевр ленд-арта с бассейном-лотосом и панорамными окнами.

Или на крематорий в бельгийском городе Холсбееке, декорированный длинными тёмно-золотыми пластинами из стали и больше напоминающий музей современного искусства. Кстати, в 2016 году проект бельгийского крематория был удостоен международной премии Architizer A+Awards в категории “Религиозные сооружения и мемориалы”.

Для тех, кто предпочитает хай-теку традиционные практики сожжения, стоит отправиться в Варанаси. Это древнейший индийский город на западном берегу Ганга и самое известное место для сжигания трупов, где публичная кремация уже стала частью туристической индустрии. Каждый индус мечтает быть сожжённым именно здесь. Считается, что так можно вырваться из колеса сансары — цепи бесконечных смертей и перерождений. Завёрнутые в ткань тела сжигают на каменных ступенях — гхатах, после чего останки сбрасываются в Ганг, где те плавают до полного разложения. Зрелище не из приятных, но пресыщенным европейским туристам нравится.
Второй вариант стать ближе к загробному миру — отправиться в Непал, в монастырь Пашупатинат в Катманду на берегу реки Багмати. Сжечь тело в предгорьях Джомолунгмы — удовольствие дорогое, поскольку большинство денег уходит на дрова для погребального костра, а найти там подходящее дерево довольно сложно. После сожжения прах ссыпается в мутные воды Багмати, которые несут его дальше, в священный Ганг…
Источник: life.ru
https://life.ru/t/дом/900692/doma_smierti_ghdie_tiebie_pomoghut_razvieiatsia