Муфты известны человечеству еще с давних времен. Своеобразным прообразом муфты принято считать воронкообразное удлинение узких рукавов, которое встречалось как у мужчин, так и у женщин в холодную погоду при бургундском дворе. Впервые меховая муфта в том виде, в котором мы привыкли ее видеть, то есть цилиндрической формы, появляется в Италии XVI века. Она становится самостоятельным модным аксессуаром в Венеции. К такому мнению располагает тот факт, что в “Книге национальных костюмов” Вечеллио от 1599 г. есть портрет венецианской матроны с муфтой в руках. С этого момента муфта начинает играть роль элемента роскоши и практически не используется в практичных целях – то есть, для согревания рук.
Муфта была достаточно важным элементом гардероба, поэтому ей часто уделялось внимание не только в живописи, но и в литературе. Так, например, Чезаре Вечеллио в своей книге, посвященной костюму того времени, писал о венецианских дамах конца XVI века: «Зимой они носят муфты из хорошего меха – муфты подбиты шёлком или бархатом или другой материей, а летом – перчатки».
Поскольку муфта была и символом достатка, ее носила исключительно знать. Этот аксессуар делали из самых разных мехов – от более доступной овчины до дорогих и редких. Помимо меха использовались перья, роскошные ткани (шелк, шерсть, бархат, парча). Изделия украшали вышивкой, кружевом и золотым шитьем. Простолюдинам носить муфту было не положено, зато те, кто мог себе это позволить, брали ее с собой не только на улицу, но и в помещении не выпускали ее из рук.
Несмотря на то, что мы привыкли видеть муфту мехом наружу, в XVI веке подход к этому аксессуару был более практичный – муфты делались мехом вовнутрь, чтобы лучше греть руки. Но и про наружную ткань тоже не забыли – ее украшали как можно роскошнее.
Мужчины носили муфту не реже, чем женщины. Возможно, законодателем этой моды был Людовик XIV, который с возрастом начал все больше любить меха и, если верить слухам, муфты, которые для него шились, достигали невероятных размеров.
Поскольку сумок в те времена не было, то их функцию выполняла муфта. Король-Солнце носил в своих муфтах нюхательные соли, веер, часы и много других необходимых вещей. И, зачастую, его муфты были сделаны из какого-либо
экзотического меха – тигра, пантеры, выдры или бобра. Однако Людовик XIV был не единственным французским королем, любившим муфты. О Генрихе III Андрэ Блум написал, что тот обожал “духи, косметику, серьги, бархат и атласные муфты, отороченные мехом – фактически, целый арсенал способов, которым раньше пользовались только женщины”.
С течением времени размер муфты менялся, и если мужчины выбирали муфты поменьше, то женщины, часто, напротив, любили муфты большого размера, потому что нередко в них они скрывали от холода своих собачек.
К концу XVIII века юбки уменьшились в размерах, а вот муфты наоборот- сильно увеличились. В то время платья были очень легкими, почти прозрачными, и муфты носили даже к вечернему туалету.
В конце XVIII века мужские муфты стали очень большими и на модников-макарони появилось множество карикатур. Впрочем, часто героинями карикатур становились и женщины.