С конца 1760-х. годов в русском мемориальном искусстве развиваются различные типы надгробий.
В надгробиях появляется вся система символов, эмблем и аллегорий, выражающих быстротечное Время, Смерть, Забвение, Славу, определенную совокупность эмоций и философских взглядов.
Появляются стелы, пирамиды, обелиски, мавзолеи, жертвенники, вазы, портики, светильники, гаснущие факелы, урны, колонны. Появляется античный и ренессансный орнамент.
Постепенно классические античные формы перерабатываются и становятся традиционными декоративными формами русского мемориального искусства. В XVIII веке надгробия создаются в стиле классицизма, который в России получил распространение, прежде всего в литературе, затем в архитектуре.
Традиция обращения к античности становится во главе российского искусства. Однако в XIX веке классицизм исчерпал себя. Надгробия, выполненные в этом стиле, в XIX веке встречаются все реже. Уход от классицизма связан с преобладанием христианских тенденций в оформлении надгробий.
Подробнее о Русском художественном надгробии второй половины XVIII – первой четверти XIX в. можно узнать в Музее погребальной культуры и прочесть в этой статье