Спичечница представляла собой футляр или подставку, куда помещали спичечный коробок. Этот предмет мог быть карманным, настенным или настольным.
Настольные спичечницы состояли из подставки, расположенной на ножке. Подставка могла быть металлической, либо изготавливаться из мрамора, яшмы, кварца и т.д. Иногда к изделию приделывали ручку. Металлические спичечницы делались из алюминия, серебра, латуни, мельхиора, бронзы или чугуна. Серебряные, мельхиоровые и латунные изделия покрывались золотом. Выпускались также и фарфоровые спичечницы. Для больших спичек, использовавшихся для разжигания камина, делались подставки из латуни и меди.
Спичечницы могли быть цельноштампованными или составными. Их поверхность украшалась гравировкой, рисунком и полудрагоценными камнями.
Эти предметы изготавливались для гостиной, кабинета, спальни и для кухни. Часто они создавались в форме фигур и скульптурных композиций.
Особое внимание спичечницам уделялось потому, что они были связаны со спичками – изделием, которое совершенствовалось на протяжении XIX века и все активнее входило в обиход.