Почти полтысячи лет клетки трёх казненных лидеров восстания в Мюнстере (1536) свисают с колокольни церкви Св. Ламберта в Германии.
В 16 веке в Европе набирало популярность религиозное движение анабаптистов. Основным признаком движения стал призыв к повторному крещению в сознательном возрасте, что противоречило устоявшейся католической традиции.
Поднявшееся в Мюнстере движение привело к революции, возглавляемой харлемским булочником Яном Матисом. Мюнстерский епископ несколько раз пытался вернуть контроль над городом, однако католическо-протестантская коалиция смогла лишь подвергнуть его осаде. Даже несмотря на осаду послы от Матиса могли пробираться в другие города и распространять его учение. Во время одной из вылазок Матис был убит, и руководство движением перешло к его сподвижнику Иоанну Лейденскому.
К концу 1535 года армии Иоанна были разбиты католической армией. 22 января 1536 года Иоанн и двое его подчиненных подверглись жестоким пыткам горячими щипцами в течение нескольких часов, прежде чем их поместили в клетках на колокольне церкви св. Ламберта.
Железные клетки общим весом около 600 кг были изготовлены кузнецом Бертольдом фон Людингхаузеном. Самая большая из них имеет размеры 187 x 78 см и весит 220 кг. В нижней части клеток есть дверь на двух петлях.
Акварель иллюстрирует расположение клеток в 1870 году. Раньше они висели намного ниже, чем сегодня.
Архиепископ Кельна распорядился перед казнью держать преступников впроголодь в течение трёх-шести месяцев. В течение этого периода под пытками они должны были сознаться в практиковании черных искусств и в том, сотрудничают ли они с дьяволом.
20 и 21 января трое анабаптистов были допрошены с применением или угрозой применения пыток. 22 января 1536 года на главной площади перед ратушей состоялось зачитывание приговора, за которым последовала публичная казнь. Жестокая процедура должна была длиться четыре часа. Уже в те дни существовали четкие правила казни. После них плоть следовало удалить с костей раскаленными щипцами, а сердце и гортань проколоть раскаленным железом. После этого палачи сражались за одежду мертвых. Епископ и его гости наблюдали за происходящим из окон противоположного углового дома.
Искалеченные тела были подвешены в клетках за волосы. Выставление преступников напоказ было делом решенным. В позднем Средневековье это было обычной практикой и должно было служить сдерживающим фактором в назидание другим. Также подобным способом церковь показывала, что анабаптистов ждет отказ от христианского погребения.
Для горожан прикосновение к инструментам палача было бесчестным и постыдным. Поэтому пришлось нанять крестьян, которые вывесили клетки на южной стороне башни церкви Святого Ламберта. Тело Иоанна Лейденского находилось к в клетке, которая висела выше всех.
Тела трех лидеров анабаптистов оставались в своих клетках в течение 50 лет, прежде чем их убрали. Но оригинальные клетки сохранились даже после того, как башня, на которой они висели, обветшала и была заменена в 1881 году, спустя почти 350 лет после казни. Во время реставрации обсуждалось, следует ли прикреплять к новой церковной башне копии клеток, которые были легче оригиналов. В конечном счете, церковь решила вывесить старые клетки, поврежденные ржавчиной, на недавно построенной башне в прежнем месте. В 1927 году клетки вновь спустили вниз для ремонтных работ, на них нанесли многослойную защитную краску.
Когда британские бомбы попали в церковь 18 ноября 1944 года, самая высокая клетка упала на улицу, вторая упала к церковному органу, а третья осталась висеть над часами буквально на волоске. В 1948 году церковь восстановила башню, рабочие отремонтировали и заменили их на клетки с более прочной конструкцией.
В 1987 году в качестве символа примирения церковь установила по маленькой желтой лампочке в каждой клетке, чтобы они каждую ночь от заката до рассвета мерцали «в память о душах усопших».
Разумеется, события оставили свой отпечаток в истории. В 1920-х годах были выпущены экстренные денежные купюры с изображением печального символа города.
А в ресторане Stuhlmacher в специальном зале вывесили макеты клеток. Снимок ниже – довоенного периода.