“Наличие на Сицилии культа смерти подтверждают и данные топонимики Палермо, на которые обратил внимание Дж. Питре. Так, он отметил множество топонимов, имеющих непосредственное отношение к смерти (многие из них существуют и сегодня), – например, переулок Агонизирующих (vicolo degli Agonizzanti), улица Трех Гробов (via Tre Bare), тупик Домовины (cortile del Tabuto), тупик Могилы (cortile della Tomba), переулок Отсеченных Голов (vicolo delle Teste), улица Гроба под Оливой (via Bara all’Olivella), проулок Могильщика (vanella del Beccamorto) и т.д. (Pitre 1911: 86). Один из мостов через реку Орето называется Мостом Отсеченных Голов (ponte delle Teste) – на нем выставлялись головы казненных, бывших в Сицилии объектом особого почитания: считалось, что “души обезглавленных” (anime decollate) способны принести блага живым (Croce 2004: 80 – 81).
Итак, уже с конца октября улицы сицилийских городов и деревень наполняются ароматом цветов – первым предвестником приближения Дня Мертвых. Это уличные торговцы, расцвечивая асфальт яркими сполохами, выставляют и вывозят на тележках на продажу горшочки с цикламенами и хризантемами – характерными поминальными цветами, которые 2 ноября перекочуют с улиц населенных пунктов на кладбища.
Вскоре к этим запахам добавляются соблазнительные кулинарные ароматы, исходящие из баров, булочных, кондитерских (в Сицилии все эти заведения самостоятельно выпекают предлагаемую ими продукцию). Их витрины взрываются фейерверком ярких красок – это экспонируются, украшенные бумажными цветами и фестонами, разнообразные сладости, которые традиционно готовят ко Дню Мертвых. Ближе к празднику в булочных появляются и характерные “поминальные” хлеба, именуемые в Сицилии “panuzzi ri morti” (“хлебцы мертвых”).
В предпраздничном марафоне не отстают и рынки, роль которых в жизни сицилийцев и сегодня по-прежнему огромна – они являются не только важными центраионности и форпосты народной культуры. Перед Днем Мертвых на них среди традиционных “a putia” – открытых прилавков под навесами – с мясом, рыбой, овощами, фруктами, зеленью в изобилии появляются ярко украшенные столы, на которых наиболее широко предлагается весь ассортимент пищевых поминальных товаров.
За три-четыре дня до наступления Дня Поминовения в столице Сицилии, Палермо, открывается так называемая “Fiera dei Morti” – грандиозная “Ярмарка Мертвых”, на которой в равной степени представлены как гастрономические, так и “несъедобные” товары, также имеющие непосредственное отношение к поминальной практике.
Самыми известными из них являются, несомненно, сладости -“сахарные куклы” и “фрукты Мартораны” – каждая из которых заслуживает особого внимания.
Так называемые “сахарные куклы” (“pupi ri zuccuru”) представляют собой антропоморфные фигурки из сахара; о них писали многие исследователи островной культуры. Сегодня ареал их производства ограничен западной Сицилией, но некогда они были популярны на всем острове. Появление “сахарных кукол” в традиции Сицилии Дж. Питре относит к XVI в., допуская при этом, что традиция может быть и древнее.
Делают их специальные мастера “и рираги” (“кукольники”), цех которых был в прошлом весьма многочисленным. Сегодня же во всей Сицилии осталось всего десять-пятнадцать мастеров своего дела, из которых шесть-семь сосредоточено в Палермо (самым талантливым по праву считается мастер Скурато, мастерская которого придерживается старинных иконографических традиций и высокого качества росписи). Материалом для “кукол” служит смесь расплавленного сахара с лимонным соком, которую постоянно поддерживают на слабом огне, дабы она не застыла. Горячую смесь постепенно, слой за слоем, заливают в резные гипсовые формы, смазанные изнутри миндальным маслом; весь процесс отливки занимает несколько часов. После застывания сахара формы открывают и достают из них готовые фигуры, которые ярко раскрашивают вручную только по лицевой стороне.
В прошлом фигуры отличало значительное разнообразие как сюжетное, так и весовое. Ранее изготавливали как “pupi sacri” (“священных кукол”), изображавших младенца Иисуса, Св. Иосифа, Деву Марию и т.п., так и сугубо “светских” – дам, средневековых всадников, рыцарей в старинном облачении, драконов. “Священные куклы” были востребованы женскими монастырями: монахини дарили друг другу “на Мертвых” эти съедобные сувениры, а “светские” шли в продажу. И первые, и вторые создавались по жестким средневековым иконографическим канонам.
«Помимо “сахарных кукол” и “фруктов Мартораны” на прилавках сицилийских рынков, баров, булочных накануне Дня Мертвых огромное место занимают многочисленные сладости к поминальному столу – разнообразные печенья и конфеты, многие из которых сделаны на основе муки, миндаля и меда. Присутствие меда и сахара неслучайно. Первый представляет собой продукт пчел, которые издревле были связаны с идеей возрождения жизни, пространством существования душ мертвых, а в народном представлении интерпретировались как посланцы душ мертвых из загробного мира, а сахар символизировал “сладкую” любовь живых к мертвым и мертвых к живым».
В западной части острова преобладает хлеб “армуцци” (“armuzzi”) – то есть “душеньки” (души усопших) – эти пшеничные хлеба сделаны в виде скрещенных кистей рук пальцами вверх (Coria 2006: 88). Схожие по форме хлеба встречались и в восточной Сицилии – например, хлеб “a-ppriatuoriu” (“чистилище”) пекли в Комизо. Очень напоминающий “армуцци” хлеб, но пальцами вниз, именуемый “manu”, либо “manu ‘n ncoddru”, либо “manitta” (“руки”, “руки поверх”, “ручки”), предназначенный для детей, и сегодня продолжают выпекать в восточной Сицилии (Сортино), а взрослым, поминающим одного из супругов, либо одного из родителей, там предназначен “чаккатедри” (“ciaccateddri” – “раскрытый”) – эллипсоидный хлеб с продольным разрезом сверху вниз.
В Палаццоло Акреиде (восточная Сицилия) поминальный хлеб, называемый “pupidda” (“куколка”, “девочка”), делали в виде женской фигуры, с крестообразными насечками на лбу и ногах.”
(с) из статьи О. Д. Фаис. Оригинал статьи взят у ресурса grabschonheiten.diary.ru.