Надгробие – произведение скульптуры или малая архитектурная форма, предназначено для увековечения памяти умершего, устанавливается на его могиле (в отличие от гробницы, вмещающей в себя тело умершего, и ложного надгробия – кенотафа).
В неолитических культурах надгробиями являлись деревянные столбы, менгиры, в Древней Греции – статуи, стелы с изображением умершего.
В раннесредневековой Европе на смену плоскорельефным стелам эпохи Великого переселения народов с распространением христианства приходят кресты.
Основным типом надгробия в Западной Европе с XI в. становится тумба (пустая каменная или бронзовая коробка, прикрытая плитой со статуарным, рельефным или гравированным портретом умершего: устанавливалась над захоронением, обычно помещаемым в интерьере церкви).
На средневековом Кавказе были распространены каменные плиты с орнаментальной резьбой.
Китайские надгробия (вертикальные плиты, на которых высекались не портреты, а лишь имена) постепенно превратились в свободно стоящие мемориальные стены.
В эпоху Возрождения надгробия, как правило, вытесняются гробницами.
В надгробиях XVII-XVIII вв. портреты всё чаще сочетаются с символами бренности земного бытия и аллегорическими фигурами; всё большую композиционную и смысловую роль играют надписи.
С конца XVIII – начала XIX вв. надгробия устанавливаются большей частью не в церквах, а на кладбищах (превращающихся в своеобразные музеи надгробий).
В надгробиях второй половины XIX – XX вв. религиозно-дидактическое начало постепенно ослабевает и единственным украшением могилы всё чаще становится портрет умершего или лаконичная эмблема, играющая чисто мемориальную роль.