Культ скорбящей Божьей Матери (лат. Mater Dolorosa) возник на Западе в 13-м веке. Он напоминает о печали Богородицы, пережившей страдания и оплакивавшей смерть своего сына, и о сострадании к страждущим. Семь скорбей Марии так же очень почитаемы в Римской Католической Церкви, однако долгое время два эти образа Марии имели различные даты празднования. Термин Mater Dolorosa охватывает только образ скорбящей матери, когда она стоит у креста, или сидит, оплакивая мертвое тело Христа, лежащее у нее на коленях. Что касается Девы Марии Семи Скорбей, то она изображается с семью мечами, пронзающими ее грудь или обрамляющими ее голову – буквальная передача пророчества Симеона, которое образует первую из скорбей:
«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле. И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк 2,34.35).
Такими словами пророк Симеон во время посвящения Иисуса Богу во храме предсказал Деве Марии страдание. Пресвятая Дева, как самая покорная и верная раба Господня, исполняла особую роль в спасительном деле Христа, проходящим через крест.
Праздник Богоматери Скорбящей был провозглашен в качестве церковного праздника Кельнским собором в 1423 году. Первоначально он назывался «Сострадание Марии в удовлетворение за насилия, которые учинили в католических церквях гуситы». Справлялся он в пятницу третьей недели Великого поста. В 1727 г. Папа Бенедикт XIII распространил этот праздник на всю Церковь и перенёс его на пятницу перед Вербным Воскресеньем. В результате последней реформы церковного календаря этот праздник был отменён.
Второй праздник (Семи Скорбей) имеет несколько иной характер, он был провозглашен дабы сформировать соответствующую параллель к уже существовавшим тогда Семи Радостям. Матерь Божия Скорбящая, Царица Мучеников, почитается в нём не столько в христологическом, сколько в историческом аспекте. Вспоминаются важнейшие сцены и этапы драмы Девы Марии и Её скорбей. Папа Пий VII в 1814 г. распространил его на всю Церковь, а днём празднования определил третье воскресенье сентября. Папа св. Пий Х перенёс его на 15 сентября, так он празднуется и по сей день.
Существует молитва, состоящая из медитации над Семью Скорбями Богоматери, представленными в евангельских повествованиях:
1.Пророчество Симеона (Лк, 34-35)
2. Бегство в Египет (Мф. 2,13-14)
3. Потеря Иисуса в Храме (Лк. 2, 43-45)
4. Встреча с Иисусом на Крестном пути
5. Распятие и смерть Иисуса (Мф. 27: 32-50, Mк 15, 20b-37, 23 Лк, 26-46, 19 Иоанн, 17-30)
6.Иисус на кресте (Мк. 15, 42-47, Лк, 50-54, 19 Иоанн, 38-42)
7. Положение во гроб (Мф. 27: 57-61, Мк 15, 42-47, 23 Лк, 50-54, 19 Иоанн, 38-42)
Подробнее о различных ритуалах, погребальных и мемориальных традициях, феноменах, необычных фактах вы можете узнать в разделе Статьи