Поля смерти — места, на которых происходили массовые убийства людей при тоталитарном коммунистическом режиме Красных Кхмеров в Камбодже в 1975—1979 годах. Во время нахождения Красных Кхмеров у власти было уничтожено более 20 000 человек, некоторые оценки называют цифру в 1,7 миллиона.
Юридический процесс, связанный с политическими преступлениями, начинался с того, что человек получал предупреждение от Ангкара — Камбоджийского правительства того времени. Получившие более двух предупреждений посылались на «переобучение», означавшее почти верную смерть. Обычно «переобучаемых» принуждали к признаниям в «дореволюционных образе жизни и преступлениях» (в число которых обычно входила либо предпринимательская деятельность, либо связи с иностранцами), заявляя, что Ангкар их простит и «начнёт с чистого листа». Чистый лист заключался в том, что признавшегося посылали в тюрьму Туол Сленг для пыток и последующей казни.
Арестовывались и впоследствии казнились практически все, подозреваемые в связях с предыдущим правительством, либо иностранными правительствами, а также профессионалы и интеллектуалы, уничтожавшиеся по классовому признаку. По этническому признаку уничтожались вьетнамцы, чамы, по религиозному — христиане и буддийские монахи.
К жертвам применялись разнообразные пытки, в том числе вырывание ногтей, принуждение к поглощению экскрементов и мочи, повешение и многие другие. Убитых хоронили в общих могилах. Для того, чтобы сэкономить патроны, казни часто проводились с использованием топоров, рукояток топоров, заостренных бамбуковых палок. Некоторые жертвы были вынуждены рыть свои собственные могилы, их измождение часто было причиной того, что могилы были неглубокими. Солдатами-палачами большей частью были молодые юноши и девушки из крестьянских семей.
Самое известное поле смерти — Чоенг Эк. Сегодня там расположен буддистский мемориал, отмеченный ступой. Боковые части ступы выполнены из акрилового стекла и она заполнена 5000 человеческих черепов (всего же было эксгумировано 8895 трупов). Иногда днем с нижней части ступы снимаются защитные панели, открывая ступу полностью, а на нижнем ярусе ступы можно наблюдать сваленную в кучи одежду убитых. Большая часть черепов имеют характерные проломы, полученные от сильного удара. Черепа разложены в соответствие с полом и возрастом жертв. Тот стеллаж, что выше – черепа девушек в возрасте 15-20 лет. Тот, что ниже – черепа женщин от 20 до 40. А всего таких стеллажей семнадцать.
Помимо ступы на территории поля вырыто большое количество шахт, через которые человеческие останки выносились на поверхность. Здешняя земля до сих пор полна человеческими костями.
Сам термин “поля Смерти” был введён в обращение камбоджийским журналистом Дитом Праном, который сам три с половиной года провёл в полпотовском трудовом лагере, а впоследствии стал героем одноимённого художественного фильма, получившего 3 Оскара.
Почему же останки не захоранивают? На современной европейский взгляд такая позиция может показаться не вполне этичной, но дело в том, что в буддистской практике похороны человека – исключительная прерогатива его родственников, поэтому в выставлении напоказ неопознанного черепа нет ничего странного. Впрочем, в Камбодже ведутся дискуссии о возможном захоронении погибших.