ПОМНИ О СМЕРТИ ( жанр живописи ВАНИТАС) | Музей Мировой Погребальной Культуры

ПОМНИ О СМЕРТИ ( жанр живописи ВАНИТАС)

 

 

Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп.

Картинки по запросу Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в.натюрморт с черепом

Vanitas” переводится с латыни как “тщеславие, суета”

Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Похожее изображение

Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в.

Термин восходит к библейскому стиху (Еккл. 1:2) «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» (лат. vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas).

Картинки по запросу Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в.натюрморт с черепом
Vanitas. Аллегорический натюрморт
Живопись эпохи барокко. Жанр Vanitas. Memento mori..

Натюрморт возник во второй половине 16 века в Нидерландах вместе с протестантизмом, так как тот не признавал икон или другого церковного искусства. Дословный перевод “nature morte” – мертвая природа, отражает его основные принципы: изображение предметов обихода, окружения человека – неодушевленных, не живых “мертвых” предметов. Однако первое название этого жанра “stillleven” – “неподвижная натура”, “тихая жизнь”.
Художники уходят от изображения божественного, начинают всматриваться в материальный окружающий мир. У натюрморта быстро появляются собственные приемы и формы изображения. Картины наполняются символами и аллегориями.

Похожее изображение

Маринус ван Реймерсвале. Помни о смерти

Vanitas – становится первым самобытным ярким ответвлением натюрморта с четкой тематикой. Оно, пожалуй, лучше всего выражает дословность “nature morte”.
Перевод с латыни – “суета”, “тщеславие”, а само название из библейского стиха Екклизиаста “Vanitas vanitatum et omnia vanitas!” (“Суета сует – всё суета!”). Главный посыл зрителю – напомнить о тщетности бытия, быстротечности жизни и иллюзорности земных благ. Именно об этом говорят предметы-символы, которые художник выбирал для своего натюрморта.

Картинки по запросу маринус ван реймерсвале. помни о смерти. «святой иероним

Маринус ван Реймерсвале. Помни о смерти
В ранних работах писали череп в свечной или книжной нише, обязательно в центре композиции, строго анфас. Он, как отражение человека через призму смерти. Эта в прошлом живая голова – символ конца, отмеренных лет. Еще более символично то, что первые vanitas писали на оборотах портретов. То есть они были другой стороной живого человека на полотне.
Быстро став самостоятельным жанром, уже к 1550 году, vanitas имел мрачные почти монохромные цвета, строгое изображение небольшого количества вещей.

Картинки по запросу Якоб де Гейн II "Ванитас" (1603 натюрморт с черепом
Якоб де Гейн II “Ванитас” (1603)

Первый голландский натюрморт vanitas.
В центре, как и полагается, череп в нише – символ быстротечности жизни
Над ним мыльный пузырь, означающий внезапность кончины, homo bulla — «человек есть мыльный пузырь»
Монеты на выступе говорят о тщеславии (буквально тщетности славы), высокомерии, самовлюбленности. Говорящим является и то, что их владельца нет на картине
Тюльпан в сосуде с одной стороны – безответственное отношение к жизни, едва заметный дымок от погасшей свечи в другом – затухание самой жизни, уход из нее
Над нишей, с двух сторон от надписи “Humana vana” плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит -популярное в эпоху Ренессанса и барокко противопоставление разных воззрений на мир. Гераклит, жалеющий людей, и Демокрит, смеющийся над людской глупостью.

Картинки по запросу плачущий гераклит и смеющийся демокрит- картины

Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит

Со временем vanitas развивается, как жанр, поддаваясь влиянию новых тенденций конца эпохи Возрождения. Так, на закате 16 века, барокко прибавляет мертвому натюрморту пышности, пафоса, а заодно и больше смыслов, символов. Пишут короны, оружие, глобусы, книги, раковины и другие предметы. Они расширяют смысловой пласт, позволяют охватить больше сфер жизни, но главное послание остается тем же: “Суета сует, все суета”, жизнь быстротечна, красота увядает, слава тщетна. Богатый символами, vanitas позволяет буквально читать полотно, говоря с автором через произведение.
Череп же в более поздних работах отходит на “второй план”, порой вообще исчезает из композиции.

Картинки по запросу Юриан ван Стрек 1670 "Vanitas"

Юриан ван Стрек 1670 “Vanitas”

Шлем, как часть доспехов, рукоятка кинжала – символы власти, которую нельзя забрать на тот свет
Книга с трагедий Софокла “Электра” повествует о человеческих страстях, мести, убийстве
А вот пшеничный колос вокруг черепа говорит о возрождении и бессмертности души
Портрет на белом холсте – человеческие отношения, которые все равно в конце придавливает череп (смерть)

Примерно с середины 17 века натюрморт все же отсылает к религии. Появляется мотив Страстей Христовых и его искупительной жертвы. Среди их символов можно назвать гранат, распятие, хлеб, яблоко, бокал вина. Часто они изображались среди гниющих фруктов и увядающих цветов, как знаков старения.

Картинки по запросу ян давидс де хем mеmento mori
Ян Давидс де Хем

Виноград, персики, вишня символизируют грехопадение
Распятие, хлеб и бокал вина – означают Христа, а расколотый гранат – его жертву для людей
Как и змея, ящерица – это коварство, искушение
А кукуруза говорит о достатке, обогащении, но т.к. она гнилая – все эти блага иллюзорны, приносят только гордыню, тщеславие

Таким образом, жанр vanitas своим богатым символизмом и аллегориями предупреждает о неизбежности смерти, о губительных людских пороках, суетности. Язык его символов понятен зрителю интуитивно: гнилые фрукты – увядание, мыльные пузыри – иллюзорность, эфемерность. Такие ассоциации приходят на бессознательном уровне, складываются вместе в единое впечатление от произведения искусства.

Близкими к vanitas по духу живописными сюжетами можно назвать “memento mori” – помни о смерти, который был известен еще в Древнем Риме, и “danse macabre” – пляска смерти. С помощью аллегорий и символов они передают определенные идеи и понятия.

Картинки по запросу Мозаика, Помпеи, 30 г до н. э.
Мозаика, Помпеи, 30 г до н. э.
Аллегорическое изображение равенства перед смертью
Весы, на которых одежды бедняка и богача, уравновешивает смерть
Бабочка – символ души
Колесо – судьба

 

Картинки по запросу Ганс Гольбейн Младший серия рисунков "Пляска смерти", 1524-1526, фрагменты

Ганс Гольбейн Младший серия рисунков “Пляска смерти”, 1524-1526, фрагменты
Смерть персонифицирована, она приходит к людям разных сословий и чинов

Картинки по запросу Ганс Гольбейн Младший серия рисунков "Пляска смерти", 1524-1526, фрагменты

Похожее изображение

Ваш Владимир Леонов ( продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *