Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп.
Vanitas” переводится с латыни как “тщеславие, суета”
Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.
Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в.
Термин восходит к библейскому стиху (Еккл. 1:2) «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!» (лат. vanitas vanitatum dixit Ecclesiastes vanitas vanitatum omnia vanitas).
Vanitas. Аллегорический натюрморт
Живопись эпохи барокко. Жанр Vanitas. Memento mori..
Натюрморт возник во второй половине 16 века в Нидерландах вместе с протестантизмом, так как тот не признавал икон или другого церковного искусства. Дословный перевод “nature morte” – мертвая природа, отражает его основные принципы: изображение предметов обихода, окружения человека – неодушевленных, не живых “мертвых” предметов. Однако первое название этого жанра “stillleven” – “неподвижная натура”, “тихая жизнь”.
Художники уходят от изображения божественного, начинают всматриваться в материальный окружающий мир. У натюрморта быстро появляются собственные приемы и формы изображения. Картины наполняются символами и аллегориями.
Маринус ван Реймерсвале. Помни о смерти
Vanitas – становится первым самобытным ярким ответвлением натюрморта с четкой тематикой. Оно, пожалуй, лучше всего выражает дословность “nature morte”.
Перевод с латыни – “суета”, “тщеславие”, а само название из библейского стиха Екклизиаста “Vanitas vanitatum et omnia vanitas!” (“Суета сует – всё суета!”). Главный посыл зрителю – напомнить о тщетности бытия, быстротечности жизни и иллюзорности земных благ. Именно об этом говорят предметы-символы, которые художник выбирал для своего натюрморта.
Маринус ван Реймерсвале. Помни о смерти
В ранних работах писали череп в свечной или книжной нише, обязательно в центре композиции, строго анфас. Он, как отражение человека через призму смерти. Эта в прошлом живая голова – символ конца, отмеренных лет. Еще более символично то, что первые vanitas писали на оборотах портретов. То есть они были другой стороной живого человека на полотне.
Быстро став самостоятельным жанром, уже к 1550 году, vanitas имел мрачные почти монохромные цвета, строгое изображение небольшого количества вещей.
Якоб де Гейн II “Ванитас” (1603)
Первый голландский натюрморт vanitas.
В центре, как и полагается, череп в нише – символ быстротечности жизни
Над ним мыльный пузырь, означающий внезапность кончины, homo bulla — «человек есть мыльный пузырь»
Монеты на выступе говорят о тщеславии (буквально тщетности славы), высокомерии, самовлюбленности. Говорящим является и то, что их владельца нет на картине
Тюльпан в сосуде с одной стороны – безответственное отношение к жизни, едва заметный дымок от погасшей свечи в другом – затухание самой жизни, уход из нее
Над нишей, с двух сторон от надписи “Humana vana” плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит -популярное в эпоху Ренессанса и барокко противопоставление разных воззрений на мир. Гераклит, жалеющий людей, и Демокрит, смеющийся над людской глупостью.
Плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит
Со временем vanitas развивается, как жанр, поддаваясь влиянию новых тенденций конца эпохи Возрождения. Так, на закате 16 века, барокко прибавляет мертвому натюрморту пышности, пафоса, а заодно и больше смыслов, символов. Пишут короны, оружие, глобусы, книги, раковины и другие предметы. Они расширяют смысловой пласт, позволяют охватить больше сфер жизни, но главное послание остается тем же: “Суета сует, все суета”, жизнь быстротечна, красота увядает, слава тщетна. Богатый символами, vanitas позволяет буквально читать полотно, говоря с автором через произведение.
Череп же в более поздних работах отходит на “второй план”, порой вообще исчезает из композиции.
Юриан ван Стрек 1670 “Vanitas”
Шлем, как часть доспехов, рукоятка кинжала – символы власти, которую нельзя забрать на тот свет
Книга с трагедий Софокла “Электра” повествует о человеческих страстях, мести, убийстве
А вот пшеничный колос вокруг черепа говорит о возрождении и бессмертности души
Портрет на белом холсте – человеческие отношения, которые все равно в конце придавливает череп (смерть)
Примерно с середины 17 века натюрморт все же отсылает к религии. Появляется мотив Страстей Христовых и его искупительной жертвы. Среди их символов можно назвать гранат, распятие, хлеб, яблоко, бокал вина. Часто они изображались среди гниющих фруктов и увядающих цветов, как знаков старения.
Ян Давидс де Хем
Виноград, персики, вишня символизируют грехопадение
Распятие, хлеб и бокал вина – означают Христа, а расколотый гранат – его жертву для людей
Как и змея, ящерица – это коварство, искушение
А кукуруза говорит о достатке, обогащении, но т.к. она гнилая – все эти блага иллюзорны, приносят только гордыню, тщеславие
Таким образом, жанр vanitas своим богатым символизмом и аллегориями предупреждает о неизбежности смерти, о губительных людских пороках, суетности. Язык его символов понятен зрителю интуитивно: гнилые фрукты – увядание, мыльные пузыри – иллюзорность, эфемерность. Такие ассоциации приходят на бессознательном уровне, складываются вместе в единое впечатление от произведения искусства.
Близкими к vanitas по духу живописными сюжетами можно назвать “memento mori” – помни о смерти, который был известен еще в Древнем Риме, и “danse macabre” – пляска смерти. С помощью аллегорий и символов они передают определенные идеи и понятия.
Мозаика, Помпеи, 30 г до н. э.
Аллегорическое изображение равенства перед смертью
Весы, на которых одежды бедняка и богача, уравновешивает смерть
Бабочка – символ души
Колесо – судьба
Ганс Гольбейн Младший серия рисунков “Пляска смерти”, 1524-1526, фрагменты
Смерть персонифицирована, она приходит к людям разных сословий и чинов
Ваш Владимир Леонов ( продолжение следует
Добавить комментарий