ПОСМЕРТНЫЕ ПОРТРЕТЫ | Музей Мировой Погребальной Культуры

ПОСМЕРТНЫЕ ПОРТРЕТЫ

Картина «Петр I на смертном ложе». Это был государственный заказ, который получили два самых ценимых Петром художника немец Иоганн Готфрид Таннауэр и Иван Никитин. Нам более всего известна работа Никитина.

И.Н. Никитин. Петр I на смертном ложе
И.Н. Никитин. Петр I на смертном ложе
Картина «Петр I на смертном ложе», была исполнена художником в первые часы после кончины царя, в ночь на 28 января 1725 года. Срочно вызванный в старый Зимний дворец на берегу Невы, Никитин в краткий срок, при свете свечей написал последний царский портрет. Этот портрет необычен для своего времени прежде всего драматической трактовкой образа. Он написан человеком, близко стоявшим к Петру, «птенцом гнезда Петрова», остро ощущающим, что со смертью царя наступает окончание славной эпохи в истории России.

Этот посмертный портрет императора считается одной из лучших его работ. Никитин смог отобразить величие человека, которое сохранилось и после смерти. Лицо Петра сурово, брови сдвинуты, губы сжаты. Горностаевая оторочка покрывала подчеркивает его статус властителя. Небрежно разметавшиеся волосы, смятая подушка, открывшаяся зрителю простая белая рубаха, подчеркивают ощущение трагедии. В общем, перед нами император, который остался им и после смерти, в этот самый интимный момент человеческой жизни.

Козлов Пушкин на смертном одре
Картина Александра Козлова написана по собственному эскизу художника, сделанному 30 января 1837 года.

В 1837 году после смерти Александра Пушкина появился его посмертный портрет «Пушкин в гробу», написанный художником Александром Козловым. Об этом Козлове известно немногое. Он был вольнослушателем Академии художеств, учился у Федора Бруни, писал портреты и батальные сцены. Одна его работа хранится в Третьяковской галерее, еще несколько – в Русском музее. Посмертный портрет Пушкина он написал по собственному рисунку, сделанному в квартире Пушкина после смерти поэта. Козлов побывал там вместе со своим учителем Бруни, который также сделал такую карандашную зарисовку. Существуют подобные рисунки, принадлежащие еще одному художнику – А.Н.Мокрицкому, и двум литераторам, Василию Жуковскому и Александру Струговщикову. Но только Козлов позднее выполнил по своему наброску полноценное живописное полотно.

Особой глубины в посмертном портрете Пушкина, конечно, нет, это, скорее еще одна иллюстрация к трагическому финалу жизни поэта. Но в чем нельзя отказать Козлову, так это в глубочайшей любви и сочувствии, с которыми он создает образ смертельно уставшего, затравленного жизнью человека, у которого, наконец-то появилась возможность обрести вечный покой. И весьма символична единственная свеча у изголовья гроба, ее можно воспринимать не только как церковный символ или как знак памяти, но и как символ того, что «солнцу нашей поэзии» все-таки уготована вечная жизнь в его творениях.

Петров-Водкин. У гроба Ленина
К.С. Петров-Водкин. У гроба Ленина. 1924

В 1924 году умирает первый руководитель Страны Советов Владимир Ильич Ленин. Вокруг этой смерти сейчас ходит множество слухов. Каковы ее причины, является ли подлинным политическое завещание, какова роль Сталина в том, что случилось, был ли Ленин, сифилитиком, в конце концов, все эти вопросы всплывают достаточно регулярно и в желтой и в научной прессе, как только приближается соответствующая дата.

Кузьма Петров-Водкин никогда не рвался в ленинские летописцы, и, тем не менее, исполнил весьма любопытный портрет вождя «Ленин в гробу». Композиция картины довольно типична для художника: основную часть полотна занимает огромная голова Ленина, изображенная в несколько необычном ракурсе, как бы немного сбоку и снизу, а задний план составляет группа скорбящих людей в темном. С помощью подобных деталей композиции Петров-Водкин, как правило, расставляет дополнительные авторские акценты своей художественной мысли.

Культ вождя для его картины, совершенно не характерен. Аномально огромная голова Ленина кажется какой-то противоестественной. Ни о величии, как в портрете Петра, ни о человеческой любви и трагедии, как в портрете Пушкина, здесь говорить не приходится. Ленин кажется уродливым и от того ужасным. Невозможно поверить, что этот человек вообще мог создать в своей жизни что-то положительное. И люди за его спиной представляют какую-то обезличенную толпу, среди них почти невозможно выделить отдельных персонажей, за исключением, только светловолосого молодого человека с напряженным лицом, который либо несет почетный караул у гроба вождя, либо отгоняет от него любопытных. Его официальный статус как будто подчеркивает красная розетка на лацкане пиджака, перекликающаяся с ярко-красной обивкой гроба.