Принятие и поминовение (по идеям и текстам Сергея Якушина) | Музей Мировой Погребальной Культуры

Принятие и поминовение (по идеям и текстам Сергея Якушина)

Принятие и Смирение
Смерть — это горе и боль для близких усопшего… Вы чувствуете скорбь и ощущаете пустоту, которая возникла из-за разлуки, сознавая, какая брешь теперь возникнет в вашей жизни.
Ушел дорогой любимый человек. Не восполнить боль утраты. Мы не в силах что – либо изменить. Никто не знает, что там, за гробом.
Верующие люди могут помолиться, попросить Господа простить все прегрешения, вольные и невольные. И даровать царство Небесное. У Господа все живы. Господь дает силу страждущим. Библия учит не скорбеть долго. Человек рождается, чтобы умереть, умирают ради вечной жизни
Но вы испытываете не только скорбь. Вы были причастны к жизни усопшего . Так вспомните о нем с нежностью, теплотой, любовью и признательностью.
И прежде всего, с благодарностью за то, что человек был в вашей жизни. Поблагодарите его за все светлое, вдохновенное, удивительное, что связывало вас. Его душе будет уютно услышать ваши слова, почувствовать вашу скорбь.
Пусть воспоминания эти будут приятными, и вспомните обо всем хорошем, достойном и счастливом, что было в его жизни и в вашей жизни. Живите с миром в сердце.
Сначала вы будете помнить о потере с чувством скорби и пустоты, а возможно даже и с гневом. Все эти чувства, конечно, естественны.
Но со временем на смену им должно придти спокойные воспоминания, и тот, кого вы почтили сегодня, будет оказывать заметное и, возможно, продолжительное влияние на вашу собственную жизнь. И влияние это будет для него лучшим памятником.
Потому что смерть блзкого человека несет нам важное послание, урок для всех нас. Время задуматься о важном, о смысле жизни. Смерть любимого человека обязывается справиться с расставанием, учиться жить без него.
Уход дорогого человека – невосполнимая утрата. В момент прощания принято говорить и думать: «Будем помнить вечно, помнить, пока сами живы». Эти слова дают надежду на встречу в другой жизни, помогают обрести новый смыл в этой жизни.
Ваш дорогой человек присоединится к большинству. Все ушедшие – это самое дорогое наше наследие. Они жили до нас, среди нас. Вместе с нами созидали, радовали, воспитывали, украшали нашу жизнь.
С почтением вспомним совместно прожитые счастливые и трудные дни и годы. Попросите у времени замедлить свой ход, чтобы у вас была минута погрузиться в благодатные воспоминания.
Это не просто последний день вашего любимого на земле. Это торжество его души. Лучшее, что можно сделать, это хранить память и благодарить судьбу за то, что была предоставлена возможность часть жизни прожить вместе. Благословляйте время, прошедшее вместе, уважайте пройденный вместе путь и будьте признательны. что оно было.
Душевным утешением пусть будут для вас простые слова, взятых с портика Соломона: :«Сохраните только память о нас, и мы ничего не потеряем, уйдя из жизни»
Через них Вы обретаете мир в сердце после потери близкого человека. Они помогут Вам справляться со своими чувствами, принести душевное утешение. И самое важное. Вся Вселенная будет помогать Вам на этом пути.
Ступайте со спокойной душой, живите в мире и согласии друг с другом и помните,помните все об ушедшем :

Я помню все…
… Мое счастье. Это ты так называл меня. А я запомнил. Я помню, как ты говорил, что я твоя первая радость и твое первое счастье, и что в твоей памяти я останусь навсегда.
Я многое помню. Я помню, как ты впервые меня увидел и какой восторг испытал. Я помню, как ты учил меня верить и любить и как радовался, что я стал верным другом.
Я помню, как смотрел в твои глаза и видел там безграничную нежность и тепло. Я называл тебя «мое счастье», а ты обнимал меня и радостно восклицал: «Ты мое нежное солнышко» Ты верил мне. И я знал это.
Ты говорил, что мы никогда — никогда не расстанемся. Я верил тебе. Я знал, что так и будет. Ты всегда был рядом. Ты приходил и говорил мне. Я слушал тебя. . Ты был мне дороже всех. И я для тебя был один в целом свете. Ты говорил мне: «береги себя» и здесь же шептал на ушко: «а я буду беречь тебя»».
Недолгое время в этой жизни мы были вместе, но я научился любить жизнь и людей… Ты научил меня любить, ты гордился этим и был счастлив. …
Ты всегда утром крепко обнимал меня, и я так ждал твоих ласок и обнимашек, прыгал от радости, и видел, я видел, как ты заливался наивным смехом.
В твоих глазах было много нежности, много света. Ты говорил мне, что покажешь весь мир, всю Землю и мы будем самыми счастливыми на ней, я верил тебе…, но знал, что наш век земной очень короток.
Ты говорил мне, что я чудо для тебя, и я верил тебе, ведь твое чистое сердце не могло обманывать. Я различал твои шаги, я ловил каждый твой вздох, каждое слово. А когда ты заливался беззаботным смехом, я чувствовал себя самым счастливым человеком в мире.
Я знаю, ты всегда будешь помнить обо мне, а я всегда буду слышать твои шаги, чувствовать звуки твоего щедрого сердца, видеть твои добрые глаза… и оттуда, из мерцающей тишины заснувшего Неба, буду слышать незабываемый твой голос:

Храните себя… 
Я улетел воздушною тропою в серебристый туман вечности, покинув вечернюю землю с ее туманами, болотцами и реками.
Передаю это мое послание вам, в ваш живой век, где я любил и был любим…
Я берег и хранил вас как самое лучшее творение и украшение своей жизни, потому что без вас я был бы одинокой полынью..
Вы остались после меня ручейками Жизни , в которой вы, мои родные и милые, редкая и совершенная жемчужина.
Я сделал, что мог. Вы сделаете лучше. Пусть сама Вселенная вращается вокруг вас.
Живите в красоте и благоухающем цветении сами и помогайте другим это обрести. Храните в своем сердце мои радости и любовь. Пусть они цветут внутри вас как вечные розы. Пышно и душисто.
И однажды, заклинаю вас, не спешите, помедлите под этой вечерней звездой. Дайте мне почувствовать свою значимость для вас, утешьте меня – улыбнитесь, что это было самое прекрасное и светлое время, когда я был рядом с вами.
Пусть яркая звезда всегда освещает ваш Путь. Вы всегда будете рады, что в этом мире знали меня. Я буду вспоминать вас, чтобы не грустили. А когда вам захочется улыбнуться, посмотрите на небо и скажите себе: «Там живет мой друг, он дарил нам аромат счастья и освещал нашу жизнь. Он учил нас верить и ждать, уметь прощать и думать только о хорошем».
—————————————————————————————-

Знаки памяти

Поминки
Смерть разобщает живых и усопших, но разобщает только физически, а не духовно – между живыми в этом мире и представшими в другом, загробном. духовная связь и общение никогда не прерывается.
Вера и любовь – вот те духовные узы, которые соединяют живых с усопшими. Вера соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым – человека с Богом, с невидимым ангельским миром и с переселившимися в невидимый мир родными и близкими.
Любовь, соединяющая людей на земле, продолжается и в иной жизни. Все верующие составляют одно духовное тело – Церковь Христову, главой которой является Господь Иисус Христос, у Которого все живы, ибо Он есть Творец и Спаситель душ, как пребывающих еще в своих телах на земле, так и разрешившихся от уз плоти и находящихся в загробном мире.
Если душа не потеряла божественной любви, то где бы она не была – за гробом или еще в теле и на земле, она не может не принимать живого, деятельного участия в состоянии близких ей душ, где бы они не находились.
Усопшие всегда пребывают с живыми своим духом, слышат их молитвы и откликаются на нее, невидимо подавая помощь и поддержку, а живые сочувствуют усопшим: чем сильнее любовь к умершему, тем и усерднее молитвы о нем.
Православная церковь считает, что благодаря ее молитвам умершие грешники могут получить облегчение или освобождение от загробных мучений. Согласно христианскому верованию, Церковь установила ряд молений о «упокоении» умерших и о даровании им милости «Божией и царства небесного».
Напутствие в загробную жизнь молитвами Церкви возможно как ежедневное поминовение, годовое, вечное. “Мы можем облегчить муку для почившего брата нашего, – поучал святитель Иоанн Златоуст, – если будем совершать за него частые молитвы и раздавать милостыни”.
Все древние учителя и отцы Церкви единодушно утверждают, что поминовение усопших – это постановление святых апостолов, учеников Иисуса Христа. Для состояния душ усопших благотворны как домашняя молитва за них, так и добрые дела, творимые в их воспоминание…
Естественным утешением является стремление помочь, облегчить умершему переход на другие грани бытия: «Выходит дух его, и он возвращается в свою землю » (Экклезиаст).
Обычаи и традиции поминания умерших в определенные дни связаны с православной заповедью, что к мертвым обращаются ради пользы живых !
Мертвые живы, пока есть живые, чтобы о них вспоминать.
Поминки по усопшему в русской православной традиции ( православии) проводят в день похорон, а также на девятый (девятины) и сороковой (сороковины) дни после смерти:
Третий день
Когда преподобный Макарий Александрийскй просил Ангела, сопровождавшему егов пути, объяснить ему значение церковного поминовения на третийдень, то Ангел отвечал ему:
– В продолжение двух дней позволяется душе, вмест с нходившимся при ней Ангелами, холит по земле где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногдв возле дома. в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня.
На третий же день Тот, Кто сам воскрес в третий день из мертвых. повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу. В этот день, который называется третинами, поминают усопшего, молятся за его душу ( служат панихиду) и придают его земле.
В это же день душе предстоит пройти так называемые : «мытарства», падшие духи ( «мытари») пытаются перехватить восходящую к Богу душу, уличая ее в совершенных ( и несовершенных) грехах. А грехов у каждого не мало – пустословие, убийство, ложь, клевета, чревоугодие, лень, воровство, жадность, зависть, высокомерие, злоба, блуд, прелюбодеяние, жестокость…
Во время осознаия своих грехов, падений и уклонений – своеобразного суда над собой – душе очень важно не отдаться в отчаянии падшим духам – наставникам всякого зла на Земле. Поэтому ей так нужны защитники не только небесные, но и земные – люди, которые любят почившего, помнят его добрые дела.
Молитвы родственников и близких с просьбой о прощении грехов умершего помогают душе легче пройти эти испытания в «поднебесной стране» – в жилище злых духов, бесов. Искренним покаянием соделанные грехи уничтожаются и уже никогда не упоминаются.
Девятины.
Поминовение умершего в этот день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося. Согласно православному святоотеческому преданию, после третьего дня душа покойного в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту, вплоть до девятого дня ей показывают загробный мир. В таком состоянии она пребывает шесть дней.
Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслажденя святых, она начинает скорбеть и уходить в себя:
– Увы мне! Сколько я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно. Дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!
Затем, на девятый день, Бог повелевает ангелам представить душу к Нему на поклонение, и душа с трепетом и страхом снова предстает перед Ним.
Поминовение и молитвы в этот день помогают душе умершего пройти это испытание достойно, все просьбы к Богу — о водворении души усопшего вместе со святыми. В этот день служится панихида. На поминки в этот день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего.
С 9 по 40 день душа отправляется в ад, где она наблюдает муки грешников.
Сороковины
Согласно христианской религии, 40-й день считается самым важным из всех поминальных дней, потому что в этот период душа навсегда прощается с землей и покидает её.
В 40-й день душа новопреставленного после пребывания в аду в третий раз поставляется ангелами пред Богом, Который отводит ей место до Страшного Суда и окончательного определения вечной загробной участи. Одна из трёх дат в православной традиции, отмеченных для особого поминовения новопреставленного: третий день, девятый день, сороковой день. Две даты — третий день и сороковой день — совпадают с вехами в земной жизни Иисуса Христа: в третий день по своей телесной смерти Он воскрес, в сороковой день по своём воскресении вознёсся к Богу.
Не верь тому, кто говорит тебе,
Что смерть есть смерть: она – начало жизни… ( К.Бальмонт).
Дни плача по умершим в самой глубокой дренвости продолжались сорок дней. Число сорок – знаменательное, оно не раз встречается в Священном Писании (Библии).
Народ еврейский сорок лет странствовал в пустыне: пророк Моисей постился сорок дней, принимая закон от Бога; пророк Илия провел сорок дней в путешествии к горе Хорив; наконец, Господь Иисус Христос после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресенья также в продолжение сорока днейучил апостолов тайнам Царства Божия.
Святые апостолы узаконили в Церкви Христовой обычай оплакивать умерших сорок дней.Поэтому Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней ( сорокауст) и особенно на сороковой день ( сорочины).
Ка Господь Иисус Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь в течение сорока дней испрашивает усопшему у Господа благодать. Ради Вознесения Спасителя в сороковой день по Его Всокресении церковь молится, чтобы усопший, воскресший со Христом, вознесся и всегда был с Господом.
Таким образом, сороковой день или «Сорочина», это день частного суда, на котором определятся частная судьба души в загробном мире. То есть, в этот день усопшие завершают свой жизненный путь и получают воздаяние – свой загробный жребий. И в этот день им важна помощь Церкви и родственников.

Родительская суббота
Поминовению усопших родных, близких и друзей служат родительские субботы, проходящие по канонам христианской веры.
«Родительскими» называются субботы, потому что христиане молятся за поминовение в первую очередь своих умерших родителей.
Родительские дни отмечаются в субботу по причине того, что у христиан субботний день считается днем покоя, поэтому он больше всего подходит молитвам об ушедших из земной жизни.
В церковном христианском календаре 7 родительских суббот в году, но самые главные из них – две Вселенские субботы: за неделю до Великого поста и Троицкая, которую отмечают в июне накануне праздника Пятидесятницы. Все остальные родительские субботы служат личному поминовению близких нам людей.
Кроме того, особенно совершается родственниками память по усопшему в дни его рождения, именин и смерти в знак того, что его душа жива и бессмертна. Поминовение эти дни служит выражением нашей любви к усопшему, которая не прекращается с его кончиной. Как при жизни усопшего в дни его рождения и именин мы особенно молимся о его здравии, так и по кончине должны молиться о прощении его грехов и вечном спасении.
День смерти христианина есть день его рождения для новой, лучшей жизни, – поэтому и отмечается память усопших по истечении года со дня кончины. Празднуя второе рождение их для вечности, мы умоляем милосердие Божие, чтобы Он был милостив к душам усопших и сотворил их жителями рая.

Аллея Памяти

В парке Памяти Новосибирского крематория есть Аллея Памяти – высаженные взрослые сосны.
Под кронами задумчивых сосен легко настроиться на мысленное соединение ( поминовение) с душой близкого человека.
Можно повесить на ветвях миниатюрные сувениры, колокольчики, гирлянды, в новогодние праздники – елочные украшения; установить мемориальную табличку.

На крыльях белых голубей
После кремации выпускают в небо белых голубей. Голубь является символом Новосибирского крематория.
По преданию, душа умершего возносится на небеса на крыльях белых голубей. Белый цвет символизирует чистоту и Вечность. Выпуская из рук голубей, мы символически отпускаем на небо душу.

den-smerti
__________________________________________________
Владимир Леонов. Благодарно помнить (книга  подготовлена на основании идеи и текстов, разработанных и написанных Сергеем Борисовичем Якушиным

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *