Путеводитель по музею Якушина (…мечтателя с душою странника) | Музей Мировой Погребальной Культуры

Путеводитель по музею Якушина (…мечтателя с душою странника)

Все сполна, щедро и благостно вложил Сергей Якушин в эксклюзивное свое творение, уже ставшее бессмертным, как и сама Жизнь –и мощную человеческую энергетику, и страстные рывки, и неисправимое упрямство. В этих жестких, уверенных делах струится не тускневшей патиной фраза А. Суворова, впечатавшая в мировую историю незыблемое явление: « Помилуй Бог, мы — русские! Какой восторг!»; лежит бриллиантовый отсвет этического императива Платонова, что без памяти народ не полный.
Обстановка, интерьер, экспонаты…все многослойное, многосмысловое, единое и противоречивое, в категориях Добра и Зла; дает простор свободному разуму и неисчерпаемому воображению о гармонии в мире; вносит комфорт в душе и чувство уверенности, возможность отвлечься от бытовых забот, успокаивает, наводит на воспоминания –обязательно только о хорошем.

Кладбище Mount Carmel израиль
Да, всё так чисто и волшебно притягательно, что обо всех невзгодах забываешь и наполняешь каждую клеточку сознания благостью присутствия в этом мире. О таком душевном состоянии история сохранила запись А. Суворова:«Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо». А русский поэт Марина Цветаева внесла трогательный поэтический образ: «… я всех и каждого сужу по себе, каждому влагаю в уста — свои речи, в грудь — свои чувства. Поэтому – все у меня…: добры, великодушны, щедры, бессонны и безумны».
Миросозерцание возникает стройное и светлое в стенах музея, без агонии и зловещих предчувствий, оно – не ведущее к распятию и казни, ибо по сути отражает естественное стремление людей к цветущей жизни, к свободе, к сохранению веры в самих себя… В таком мировосприятии, когда мир не превращен в пучину личного произвола, поступки проистекают не из отвратительных и фальшивых побуждений, а мир людей – не бездушный лик и не дряхлая фигура безразличия – печатника прижизненной смерти; когда везде ты видит Тайну. Чудо. Свободу. Душу… и чувствуешь себя желанным гостем в этих роскошных просторах бытия – инобытия, где «Легкое твое прикосновенье // Способно даже камень оживить» – ключ к разгадке феномена музея Якушина, разящих современников впечатляющим устройством ( венчанием) под одним небом и на одной площадке разительных сил – прошлого и настоящего, памяти и очевидного, Жизни и Смерти, страдающих за свое творение и любящих его – человека:

Особая свеча горит – не гаснет.
Не ослепляя, светит…Не чадит…

Главное, что объединяет людей и предметы в мире памяти и истории Якушина, это их тотальная возможность слиться в единый бытийный образ, обозначенный как движение души к вопросу: «Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Всё». -Марина Ивановна Цветаева (1892–1941) — русский поэт.
Сакральные музейная тишина и благолепие, когда подлунный мир наш становится трепетным и тонким, сплетенным из кружев любви и надежд, идут буквального из шахт духа Якушина. Наиболее точно эту мысль выразил русский поэт Анненков: « Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне».
Глубокая и острая, как наконечник протазана, мысль Сергея о непрерывном торжестве Жизни и Смерти, выраженная вовне в удивительных и роскошных образах, экспонатах, вобравших в себя испепеляющую полноту бытия, увлекательное, неотразимое по силе воздействия , бьющая огненным фонтаном смесь реального и сказочного — музей Якушина предстает классическим, эталонным по эстетическим и нравственным чувствам. Воплощением земного в космосе. Своего рода рекомендательным письмо пульса сердца, верительной грамотой тока крови по капиллярам, доверенностью воодушевления и дрожи. Писал французский поэт Пьер Ронсар: «Земное счастье так неверно! //И завтра прахом станет тот, //Кто королевских ждал щедрот//И пресмыкался лицемерно».


Всматриваться в собрание коллекций, это все равно, что смотреть в звездное небо: чем дольше смотришь, тем больше видишь звезд. Всплывают в памяти слова Рабиндраната Тагора: «Благодари Пламя за свет его, но не забывай Светильника, стоящего в тени с постоянством терпения». А древнегреческая богиня лунного света, преисподней, всего таинственного, магии и колдовства Геката передала Якушину в дар свой «божественный факел», которому Сергей уподобил «рождение мечты» во всей палитре «космической»,обескураживающей сознание подборке экспонатов. У берегов новой эпохи они учат каждого потомка мечтать, видеть себя философом и гением, и как мучеником – бедным и святым. Осознавая, что все это пустяки перед Вечностью…:

Ну что тебе надо, в твоем сермяжном царстве, –
старухи с корытом, да сытый покой?
Мудрую голову , да глупую жизнь?…

Здесь обитель гордой души, любви к жизни и презрения к мелким страстям, мелкому эгоизму и малодушию, а ещё больше – жажды жить, мозжечок буквально вскипает, детонирует воображение, складываются бессмертные образы:

…в кого бы ни вошел, ни влез ты,
И в каких бы ты ни жил местах,
Все равно – судьба твоя известна
Роковой дорогою Христа…

Фон музея – это необъятная сфера кристаллической нетленной красоты с трогательным поэтическим образом – От смерти к Жизни. Об этом – с изумляющей верностью и яркостью, яко печать лежащая на сердце, мысль гениального австрийского композитора Вольфанга Моцарта; «Я благодарю своего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность изучения, что смерть — ключ, который отпирает дверь в наше истинное счастье»….
Функция красоты во всей завершенности, от внутреннего убранства музея до завораживающих коллекций, простирается запредельно, за грань умопостижимого, туда, где случайное и интимно промелькнувшее переходят в протоплазму Вечного и Божественного, потому что «Бог никогда не принуждает дух человека» считать себя случайностью, и взыскивает заключать доброе имя человека в Прощении, в мольбе о высшей пощаде, ибо :

О, сколько изысканных
редких мгновений,
Не трогая нас, поспешили пройти!

Дух музея – это дух Храма, онтологическое смешение чертогов ума и вертепов иррационального, слияние мегаполифоничности и многомерности категорий Жизнь – Смерть… жить -в радость, любить – надежно. Когда в ушедших узнаешь себя, чувствуешь взгляд их и голос живой; когда продираешься к ним, чтобы стать таким же – богоугодней, добрее, проще; когда устаешь прощать…но прощаешь: «Без греха прожить непросто,//Но прощает, суд верша, грешных //Ваше Благородство // Просветленная Душа…». И ощущаешь, что звезды над миром такие крупные и яркие, облака – нежные, а месяц – спокойный и мудрый, и само Небо играет лучистее дня. Все остальные мотивы жизни – лишь шлейф, находятся на периферии вечности, на окраине: все идиллики, бурлески, безмятежные радости и невинные блаженства. Когда все светлое – правда, а ложь – это все черное, когда хочется еще туда вернуться, чтобы подарить спокойствие сердцу:

Простите ушедшего, простите вошедшего –
за то, что оставил, за то, что посмел…

Оставил свои размышления российский государственный деятель Столыпин:
– «Каждое утро, когда я просыпаюсь, и творю молитву, я смотрю на предстоящий день, как на последний в жизни, и готовлюсь выполнить все свои обязанности, уже устремляя взор в вечность. А вечером, когда я опять возвращаюсь в свою комнату, то говорю себе, что должен благодарить Бога за лишний дарованный мне в жизни день. Это единственное следствие моего постоянного сознания близости смерти, как расплата за свои убеждения…».
И вдруг захочется тебе не пропадать в этом мире бесследно, извлечь себя, пусть (хоть на миг!) из чужих ролей, водоворота страстей, суеты, сплетен; и как идальго из древней Ламанчи, коня не жалея, спешить и спешить к Тобосу, неприметной деревушке, где с «Обаянием её сверхъестественным» ждет твоя Дульсинея… И не зря уже в XX века герой знаменитого новогоднего фильма говорил: « Как скучно мы живем! В нас пропал дух авантюризма! Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам!»:
Я уйду, мечтая лишь о том,
Чтобы идти…и жить и быть
Счастливым!

Якушин-сергей-борисович

Владимир Леонов. Путеводитель по музею Якушина ( …мечтателя с душою странника)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *