Радиоактивная могила Марии Кюри | Музей Мировой Погребальной Культуры

Радиоактивная могила Марии Кюри

Мария Кюри (1867-1934) или, как ее часто называют, «мать современной физики» скончалась вследствие хронической лучевой болезни (апластической лучевой анемии). Она заболела этой редкой болезнью, связанной с заражением радиоактивными веществами, во время опытов, которые помогли открыть полоний и радий. 

Кюри является единственной женщиной, получившей Нобелевскую премию сразу в двух дисциплинах: химии и физике. Ее исследования также помогли французскому физику Анри Беккерелю открыть в 1896 году уран.

Прошло уже более ста лет, а личные вещи знаменитой ученой, включая ее одежду, мебель, книги рецептов, лабораторные записи остаются по-прежнему заражены радиоактивными веществами. Они считаются национальным достоянием Франции и хранятся в защищенных свинцом коробках в Национальной библиотеке в Париже.

Посетители библиотеки, прежде чем ознакомиться с ее рабочими дневниками и журналами, должны подписать формуляр, в котором говорится, что они знакомы с опасностью, и обязательно надеть защитное снаряжение, чтобы не заразиться радием 226. Период полураспада его составляет 1600 лет. Это значит, что посетителям придется соблюдать меры предосторожности еще полторы тысячи лет.

20 апреля 1995 года по решению президента Франции Франсуа Миттерана, прах Пьера и Марии Кюри был перенесён в парижский Пантеон (первоначально церковь св. Женевьевы, позже — усыпальница выдающихся людей Франции).

Кстати, тело Кюри тоже было заражено радиоактивными веществами. Гроб, в котором ее похоронили, очень тяжел. Он защищен изнутри слоем свинца толщиной 2,5 сантиметра.

Последние 28 лет свой жизни Мария Кюри провела вдовой. Их второй дочери Еве было 2 года, когда погиб Пьер. 19 апреля 1906 года при переходе улицы Дофин его сбила тяжелая фура. Ученый умер мгновенно, мостовая была забрызгана кровью и мозгом знаменитого физика. Газеты писали, что на похоронах вдова Кюри выглядела как помешанная. После трагедии Мари начала вести дневник, в котором обращалась к умершему Пьеру. «Я положила тебе в гроб несколько барвинков из нашего сада и маленький портрет той, кого ты звал «милой разумной студенткой и так любил… Я опустила вуаль, чтобы смотреть на все сквозь черный креп… Вид солнца причиняет мне страдания. Я лучше чувствую себя в пасмурную погоду, какая была в день твоей смерти».