Наша статья посвящена гениальной работе 1892 года авторства Леонардо Бистольфи (1859-1933) – выдающегося представителя итальянского символизма.
Скульптура из белого каррарского мрамора на могиле семьи Pansa в г. Кунео, Италия. Памятник продолжает символическую традицию художника – символическая фигура смерти, принимая в свое лоно ушедших, беспристрастно взирает на них, пока сопровождает на пути к аду или раю. Человеку на дано постичь то знание, которым обладает Смерть, именно это неуловимое выражение стремится передать скульптор, именно поэтому фигура смерти приняла форму сфинкса
Сидя в центре на высоком троне, в широкой мантии, женщина смотрит в даль, понятную ей одной. Костлявые жесткие руки лежат на коленях словно когти. Каскад лилий, придавленный полой мантии, с правой стороны символизирует буйство жизни и ярко контрастирует с пустым пространством слева. Полное и пустое, жизнь и смерть. Удлиненные пропорции фигуры навеяны египетским искусством, – именно так на троне сидит фараон Тутмос III. Образ женщины является аллегорическим, в конце 19-го века образ роковой женщины правил бал в европейском искусстве.
Переход от жизни к смерти остается и будет оставаться непроницаемой тайной, которой охраняет Сфинкс – вот главное послание творца.