Смерть – самое грустное из всего возможного. Но именно траурные произведения, пронизанные болезненными чувствами скорби, самые красивые в мировой музыке. Расскажем о нескольких самых убедительных печальных откровениях. Каждая партитура гениального произведения писана слезами автора…
Stabat Mater
Перголези
«Stabat Mater» Перголези – самое скорбное сочинение галантного века. Это не просто музыкальное осмысление средневековой секвенции, но и творческий итог композитора, который до последних дней вносил поправки в свою партитуру. С точки зрения музыки, это похоже на попытку постичь и увековечить свою скорбную сторону жизни. Есть легенда, что Перголези, потеряв свою возлюбленную, – погрузился в глубокие горестные мысли, которые пытался выразить в «Stabat Mater», но так и не доведя нотный лист до идеала – скончался. Музыка даст прочувствовать, что траур – неотъемлемая часть жизни, без которой невозможна человечность, миролюбие и сострадание. Первая секвенция начинается со слов «Стояла мать скорбящая, возле креста в слезах…», по ощущениям – это скорее плачь Перголези у могилы то ли возлюбленной, то ли каких-то собственных идеалов. По творческому и психологическому темпераменту, произведение предопределяет эпоху романтизма, видимо поэтому такие гении как Верди, Шуберт, Дворжак обращались к собственному осмыслению Stabat Mater.
Симфония № 6
П. И. Чайковский
«Патетическая» симфония Чайковского – это течение жизни композитора, от детства, юности, общественного признания и, в конце концов, смерти. Многие композиторы-романтики обращались к темам судьбы и рока, но никто ранее не возводил в степень совершенного саму Смерть, как бы признаваясь ей в любви. В этом симфоническом «реквиеме» роковые мотивы всегда даны в абсолютном значении, и проходят через всю симфонию, говоря слушателю о том, что со смертью приходит высшая степень совершенства. Значение симфонии и ее мистический посыл, еще сильнее усилились с внезапной смертью Чайковского – через 9 дней после премьеры. Будто Смерть была так восхищена произведением, что решила забрать с собой его автора…
Реквием
Берлиоз
«Реквием» Берлиоза, пожалуй, самое нетипичное представление заупокойной мессы, но очень характерное произведение для самого композитора. Грандиозные картины крушения мира, буйства страстей, пограничных психологических состояний всегда занимали разум Берлиоза. Все это он сумел воплотить в «Реквиеме» – своей музыкальной фреске «вавилонского» масштаба. Особенность произведения заключается в гармоничном сочетании гражданского пафоса и романтической лирики. Примечательно, что в произведении нет ничего христианского, и типичные фрагменты, которые в этом жанре символизируют, например, Страшный суд, – здесь олицетворяют призыв к сражению, а скорбные моменты интерпретируются как отчаяние и протест.
Военный реквием
Бриттен
Масштабная ода пацифизму и траур по погибшим в «битвах за мир» – «Военный реквием» – великое произведение Бенджамина Бриттена. По замыслу композитора, тенор, баритон и сопрано – олицетворяют три враждующие стороны – Великобританию, Германию и Россию. Бриттен надеется с помощью музыки и поэзии Уилфреда Оуэна – солдата, погибшего за неделю до окончания Первой мировой, – помирить народы и уберечь мир от войн. Ведь главная добродетель человека – создавать, а не разрушать. Интересно тут и столкновение представлений о горе и апокалипсисе в традиционных реквиемах (Моцарта, Дворжака, Верди) с личным, внутренним видением солдата-поэта. Эти два мира далеки друг от друга, но в сущности неразделимы в своих точках зрения, где главная заповедь заключается в покорности – быть убитым, но не убить самому.
Памяти ангела
А. Берг
Так называется скрипичный концерт Альбана Берга, ставший для него последним произведением и своеобразным реквиемом. Здесь композитор достигает пика в обыгрывании гармоний прошлого и настоящего, это заключается в использовании, так скажем, отзвуков из романтической музыки (вальсы, народные танцы), помещенных в рамки современной додекафонии. Берг посвятил опус умершей дочери Альмы Малер и с поверхностного рассмотрения, действительно, музыка иллюстрирует увядание, смерть и вознесение (проявляется в прямой цитате из кантаты № 60 И. С. Баха), но за счет этого симбиоза звуков, все превращается в некий сюрреалистический фарс, отводящий нас в глубинные дебри авторского эмоционального мироощущения, который можно рассмотреть как аллюзию на агонию первой половины ХХ века.
Песни об умерших детях
Г. Малер
«Песни об умерших детях» – самое трагедийное произведение Густава Малера. Драматургия опуса построена на переживаниях о навсегда ушедших, где в безмятежной тоске скрывается буря душевного отчаяния. Это конфликт смирения и непреклонности перед смертью.
Этот музыкальный шедевр – вызов смерти, где за тоскливой мелодикой спрятан богоборческий нрав человека и его нежелание соглашаться с конечностью бытия.
В Музее мировой погребальной культуры вы можете многое узнать о великих композиторах, и даже послушать их траурные произведения.