Символ и цвет – два важнейших компонента сакрального творчества. Поскольку смерть всегда имеет мировоззренческо-духовную составляющую, для каждого художника важно владеть основами символики и цвета при создании произведений на тему смерти, жизни после смерти, жизни на небесах. Предлагаем короткое введение в эту методологически важную сферу творчества. Могильный крест – один из самых распространенных надгробий. Крест -важнейший символ христианства, напоминание о распятии и воскресении Иисуса Христа. Крест – знак победы над смертью, залог вечной жизни. Обычно крест ставят на постамент, напоминающий Голгофу, холм, где происходила казнь. На некоторых надгробных плитах Голгофа изображается ступенчатой подставкой, под которой помещен череп – “голова Адама”. Предание гласит, что крест был водружен над могилой первого человека, грех которого искупил Спаситель.
Сложнейшие элементы христианской символики в разных вариантах встречаются на множестве памятников. Это вьющиеся виноградные лозы – символ причастия; добрый пастырь – символ Иисуса Христа; крест и якорь – символы Веры и Надежды; треугольник в сиянии – Всевидящее Око, символизирующее Бога Отца, от которого исходит Дух Святой (изображаемый лучами, а иногда в виде голубя); Солнце и Луна – символы Нового и Ветхого завета, истин Божественного учения. На некоторых памятниках изображение Солнца символизирует свет Истины. В Некрополе встречается символический рельеф: юноша, встающий из гроба навстречу солнцу, – напоминание о воскресении из мертвых.
Символичен памятник младенцу Мусину-Пушкину: на фрагменте из черного лабрадорита бронзовый позолоченный крест, составленный из множества розовых бутонов. Для христиан роза – это цветок Богоматери, символизирующий Её небесное покровительство и любовь. Цветы, радующие глаз своей свежестью и яркостью, символизировали краткость радостей жизни, кончающихся так же быстро, как опадают лепестки розы. Как напоминание об этом, на памятниках изображались гирлянды и венки из цветов, вазы, наполненные цветами и плодами.
Корабль для христиан символизирует Церковь, в которой верующие видят защиту от опасностей, подстерегающих человека в “море житейском”.
На памятниках XIX века встречается фигура женщины с покрытой головой, в длинном облачении, держащей в руке крест, – аллегория христианской Веры, которая также может изображаться фигурой сидящей женщины с раскрытой книгой, символизирующей Священное Писание. Христианская Любовь символизируется фигурой женщины, ласкающей детей. Ангелы – посланники небес и хранители души, от рождения до смерти сопровождающие человека, изображаются крылатыми юношами в длинных одеяниях. Атрибут архангела Гавриила, несущего Марии благую весть о рождении Иисуса, – пальмовая ветвь. Это символ славы, который можно увидеть на многих надгробиях.
Херувимы изображаются в форме головок, осененных крыльями. Ангелы встречают душу, восходящую в Царство небесное, изображаемую в виде девушки или младенца с крыльями. Иногда в рельефах изображают ангелов, водружающих крест, – символ спасения души. Встречающиеся на надгробиях звезды (количество лучей не имеет значения) в православии означают славу Господа Иисуса Христа, названного апостолом Павлом “звездой утренней”.
На одном из памятников Некрополя сохранилось изваяние Феникса – сказочной птицы, сжигающей себя, чтобы родиться вновь. Этот символический образ воскресения в широком смысле может быть истолкован как знак памяти, над которым не властны время и разрушение. Пройдя через десятилетия исторического беспамятства, ныне мы обращаемся к истокам нашего культурного самосознания, и в этом возрождении духовных традиций нам помогают художественные образы, сохраненные в Пантеоне России – музейном Некрополе Санкт-Петербурга.
Символика похоронного цвета
Черный
Черный – символ ночи: смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он также выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь.
Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах произошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вред. Вуаль на лице была призвана смутить
демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу.
Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности по ушедшей супруге.
В Японии черный – цвет радости.
В британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора.
“Черная смерть” – название эпидемии бубонной чумы, уничтожившей в 1348 году примерно 25 000 000 человек только в Европе.
Белый
Белый – божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый – цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь.
Это цвет радости и праздника.
Противоречивый символ. Сочетающий в себе, с одной стороны, свет и жизнь, а с другой – старость, слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством, и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти, Хель имеет мертвенно-белое лицо.
Выражение “белая ворона” известно всем, а вот что такое “белый слон”? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют “белым слоном”.
“Печень цвета лилии” (“белая печень”). Выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови.
“Показать белое перо” – проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов.
Интересно, что слово “кандидат” происходит от латинского “candidus” (“ослепительно белый”).
Белый голубь символизирует мир, Святой дух. Белые яйца – сотворение. Белый флаг – добровольную сдачу, перемирие.
Белый – цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.
Сакрально-символический смысл цвета в христианстве
Цвет имеет сакральный, то есть священный, божественный, неприкосновенный смысл, соответствующий каждому христианскому празднику. Нарушение христианского правила неизбежно приведет к конфликту между сакральными смыслами цвета и праздника, нарушит душевный мир человека, и, в конечном счете, отвратит христианскую душу от неуклюжего, невежественного художественного творчества. Поэтому грамотный, просвещенный подход к подбору цвета – важнейший аспект в изобразительном искусстве.
Не секрет, служителям Церкви открыт сакральный смысл цветовой радуги.
Задолго до христианства человек наделял различные цвета, наблюдаемые в природе, определенными свойствами, которые, по его мнению, влияли на судьбу, на обстоятельства жизни и смерти. Например, цвет дня (белый) и цвет ночи (черный) символизировали силы добра и зла. Цвет крови (красный) чаще всего подразумевал животворящие силы. Православие вкладывает в каждый цвет смысл, продиктованный Священным Писанием. Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым присвоены различные цвета одеяний, объединены в шесть основных групп. В радуге красок есть три самостоятельных цвета: красный, желтый и голубой (синий), от которых образуются остальные четыре цвета (зеленый, фиолетовый, оранжевый, синий). Соответственно красный цвет может олицетворять Бога Отца, золотой или желтый – Бога Сына, а голубой или синий – Бога Духа Святого.
Золотой, желтый
ПЕРВАЯ ГРУППА праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей имеет золотой или желтый цвет облачений по преимуществу. Золото есть символ Божественного света и имеет особое значение царственности, славы и достоинства. Это объединяет золото с белым цветом. Желтый цвет является чаще заменой золота, но сам по себе не может заменить белого цвета, ибо он только замена золотого. Воскресные дни, памяти апостолов, пророков, святителей отмечаются также в ризах золотого (желтого) цветов, так как это связано с представлением о Христе как о Предвечном Архиерее и о тех его служителях, которые в Церкви знаменовали собой Его присутствие и имели полноту Благодати высшей степени священства.
Голубой, белый
ВТОРАЯ ГРУППА праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, всех Бесплотных сил, дев и девственников имеют голубой и белый цвет облачения. Ипостаси Духа Святого соответствует голубой цвет неба и Благодати, которой от рождения была облечена Пресвятая Дева. Ее духоносность, как небесная чистота и непорочность, знаменуется голубым цветом, цветом высочайшей Божественности, что соответствует Духу Святому (Царю Небесному).
Фиолетовый, темно-красный
ТРЕТЬЯ ГРУППА праздников и дней памяти о Кресте Господнем имеет в облачении священства фиолетовый и темно-красный цвета. Матерь Божия изображается на иконах в темно-красном, вишневом или пурпурном покрывале, надетом поверх голубых или зеленых риз потому, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. А Божия Матерь и есть Царица Земли и Неба. Фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец спектра радуги, а Крестная смерть Спасителя явилась завершением всех дел спасения человека в земном естестве. Фиолетовый цвет есть цвет глубочайшей духовности. Аметисты, особенно насыщенных мощных оттенков, всегда любовно употреблялись в украшении икон и облачений, что связано с их фиолетовым цветом.
Красный
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА праздников и дней памяти имеет в облачении священства красный цвет. Бог есть Любовь, а также Огонь, неоднократно проявлявшийся именно как пламень. Сказанное позволяет отнести красный цвет по преимуществу к мученичеству, в знак того, что кровь, пролитая святыми за веру во Христа, явилась ярким свидетельством их пламенной любви ко Господу. Красный цвет в Церковной символике является символом безграничной взаимной любви Бога и человека. Красные пасхальные облачения также напоминают нам именно об Искупительном подвиге Спасителя.
Зеленый
ПЯТАЯ ГРУППА праздников и дней памяти преподобных, подвижников и юродивых по преимуществу использует в облачениях зеленый цвет. Этим цветом отмечены празднования дня Троицы, Вход Господень в Иерусалим и день Святого Духа. Зеленый цвет образуется из сочетания голубого цвета, (указывающего на Бога Духа) и желтого, (указывающего на Бога сына). Это точно соответствует по смыслу тому, что Господь исполнил Свое обетование – все, имеющее жизнь, творится по воле Отца, через Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Церковном Писании, и в Церковном сознании. Так что обыкновенная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринимается религиозным чувством как символ жизни, весны, обновления, оживотворения. И на день Святой Троицы мы видим в храмах много зелени. Зеленый цвет облачений в дни памяти подвижников означает, что из их подвигов, как из земли, произрастают живительные райские ростки всех добродетелей.
Темные
ШЕСТАЯ ГРУППА цветов облачений священства темно-синие, темно-зеленые, темно-красные, фиолетовые, черные отмечают собою период постов. Черный употребляется только во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений – черный; в воскресные и праздничные дни цвета темные с золотой или цветной отделкой.
Белый
БЕЛЫЙ ЦВЕТ (Рождество) в церковной символике не просто один из многих других цветов, но он есть символ Божественного, нетварного света, в том числе и Фаворского, виденного учениками Христа при его славном Преображении. Белый цвет или свет переливается всеми цветами радуги и как бы содержит их в себе, при этом не теряет своей сверкающей белизны. В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, они были только повседневными. В 1730 году в России впервые было официально предложено петербургскому духовенству облачиться по возможности в черные ризы для участия в похоронах Петра II. Именно с тех пор черные облачения вошли в обиход как символ смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства для служб Великого поста. Заупокойные службы, панихиды, отпевание усопших служатся в белых священнических облачениях.
Надеемся, наши короткие тезисы помогут художникам более осознно и грамотно подходить к цветовым решениям на своих полотнах
Юрий ПИРЮТКО, создатель музейной экспозиции мемориальной пластики государственного Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга
Сергей ЯКУШИН, член Союза художников России, член Союза журналистов России, академик Европейской академии естественных наук