Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти.
Перевод с латыни – “суета”, “тщеславие”, а само название из библейского стиха Екклизиаста “Vanitas vanitatum et omnia vanitas!” (“Суета сует – всё суета!”). Главный посыл зрителю – напомнить о тщетности бытия, быстротечности жизни и иллюзорности земных благ. Именно об этом говорят предметы-символы, которые художник выбирал для своего натюрморта.
В ранних работах писали череп в свечной или книжной нише, обязательно в центре композиции, строго анфас. Он, как отражение человека через призму смерти. Эта в прошлом живая голова – символ конца, отмеренных лет. Еще более символично то, что первые vanitas писали на оборотах портретов. То есть они были другой стороной живого человека на полотне.
Жанр vanitas своим богатым символизмом и аллегориями предупреждает о неизбежности смерти, о губительных людских пороках, суетности. Язык его символов понятен зрителю интуитивно: гнилые фрукты – увядание, мыльные пузыри – иллюзорность, эфемерность. Такие ассоциации приходят на бессознательном уровне, складываются вместе в единое впечатление от произведения искусства.
Близкими к vanitas по духу живописными сюжетами можно назвать “memento mori” – помни о смерти, который был известен еще в Древнем Риме, и “danse macabre” – пляска смерти. С помощью аллегорий и символов они передают определенные идеи и понятия.
Жанр vanitas своим богатым символизмом и аллегориями предупреждает о неизбежности смерти, о губительных людских пороках, суетности. Язык его символов понятен зрителю интуитивно: гнилые фрукты – увядание, мыльные пузыри – иллюзорность, эфемерность. Такие ассоциации приходят на бессознательном уровне, складываются вместе в единое впечатление от произведения искусства.
Близкими к vanitas по духу живописными сюжетами можно назвать “memento mori” – помни о смерти, который был известен еще в Древнем Риме, и “danse macabre” – пляска смерти. С помощью аллегорий и символов они передают определенные идеи и понятия.
Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
Виноград, персики, вишня символизируют грехопадение
Распятие, хлеб и бокал вина – означают Христа, а расколотый гранат – его жертву для людей
Как и змея, ящерица – это коварство, искушение
А кукуруза говорит о достатке, обогащении, но т.к. она гнилая – все эти блага иллюзорны, приносят только гордыню, тщеславие
череп в нише – символ быстротечности жизни
Над ним мыльный пузырь, означающий внезапность кончины, homo bulla — «человек есть мыльный пузырь»
Монеты на выступе говорят о тщеславии (буквально тщетности славы), высокомерии, самовлюбленности. Говорящим является и то, что их владельца нет на картине
Тюльпан в сосуде с одной стороны – безответственное отношение к жизни, едва заметный дымок от погасшей свечи в другом – затухание самой жизни, уход из нее
Над нишей, с двух сторон от надписи “Humana vana” плачущий Гераклит и смеющийся Демокрит -популярное в эпоху Ренессанса и барокко противопоставление разных воззрений на мир. Гераклит, жалеющий людей, и Демокрит, смеющийся над людской глупостью
Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет своё значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
Цветы (увядающие); роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко) — символ возрождения и круговорота жизни.
Шлем, как часть доспехов, рукоятка кинжала – символы власти, которую нельзя забрать на тот свет
Книга с трагедий Софокла “Электра” повествует о человеческих страстях, мести, убийстве
А вот пшеничный колос вокруг черепа говорит о возрождении и бессмертности души
Портрет на белом холсте – человеческие отношения, которые все равно в конце придавливает череп (смерть)
Морские раковины, иногда живые улитки — раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа; колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри неё. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
Песочные и механические часы — быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.
Глобус, как земли, так и звездного неба.
Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
Красные сургучные печати.
Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением, например:
Vanitas vanitatum; Ars longa vita brevis; Hodie mihi cras tibi (сегодня мне, завтра тебе); Finis gloria mundi; Memento mori; Homo bulla; In ictu oculi (в мгновение ока); Aeterne pungit cito volat et occidit (слава о геройских поступках развеется точно также, как и сон); Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (всё разрушается смертью, смерть — последняя граница всех вещей); Nil omne (всё — это ничего); Mortem effugere nemo potest (смерти никто не избежит)
Ваш Владимир Леонов, пресс- секретарь
Добавить комментарий