18 сентября 2015г. состоялось собрание философского клуба MEMENTO MORI, посвященное осмыслению смерти в философии и музыке Северной Европы. Это первая из цикла дискуссий по данной теме. Культура Северной Европы, куда относятся традиции Германии, Австрии, Скандинавии, – это весьма суровый и странный мир, проникнутый ощущением неизбежной конечности бытия.
В первую очередь речь шла о идеях наиболее глобального представителя германского интеллекта, Гегеля. Человек начинается там, где возникает отрицание данности; он отрицает неизменную природу, – в том числе и в самом себе. В этом его свобода, которой лишен весь прочий, биологический мир. Человек есть воплощенная негативность, отрицающая сущность. Или, по-иному, – смерть. В человеке бытие впервые осознает свою конечность и он, как проводник конечности, – есть «смерть, отсроченная и осознающая саму себя…»
В силу осознания конечности своей жизни человек задается вопросом о ее смысле, начинает активно смысл искать и реализовывать. В силу этого осознания человек становится творящим существом, способным создавать то, что не дано ему в простом восприятии окружающего мира. «Жизнь духа не боится смерти и не избегает ее, – она принимает ее и удерживается в ней».
Впервые на нашем философском собрании звучала музыка: создатель и руководитель средневековой и ранней музыки INSULA MAGICA, – Аркадий Бурханов, – представил гитарные миниатюры австрийского композитора Иоганна Мерца. Это минорная музыка создавалась для передачи состояния утраты, для прощания с потерянным человеком или, – потерянным состоянием любви.
Сочетание философского разговора и музыки создало в итоге весьма целостную картину.