В XIX, благодаря ученому-изобретателю Жозефу Ньепсу и художнику и изобретателю Луи Даггеру, миру была открыта дагеротипия – первая в мире работоспособная техника фотографии.
Официально, датой изобретения фотографии считается 7 января 1839 года. В начале марта 1840 года в Нью-Йорке открывается первое в мире фотоателье. А после с большой скоростью по всему миру начинают открываться фотомастерские, услугами которых с большой охотой пользуются жители городов – ведь каждому хотелось навсегда запечатлеть свой облик или облик близкого человека на фотографии.
Одно такое фотоателье работало в Бостоне, в 60-х годах XIX века. Правда, люди приходили в это ателье не за простыми портретами, а за тем, чтобы сделать снимки своих умерших родственников. Фотомастерская принадлежала граверу и фотографу-любителю Уильяму Мамлеру. Очень состоятельному и влиятельному человеку своего времени. Что и не удивительно, фотография у него стоила от 5 до 10 долларов. В обычных студиях в те времена фотографию можно было получить всего лишь за несколько центов.
Фотостудия Мамлера процветала. Хотя многие фотографы и ученые тех лет относились к деятельности спиритического фотографа крайне негативно. Они считали, что Мамлер дурачит людей и подрывает доверие к фотографии. И они были правы.
Уильям Мамлер «открыл секрет» спиритической фотографии в 1961 году. Он сделал свой автопротрет, а при проявке обнаружил, что на фотографии есть еще одна фигура. В ней он узнал свою кузину, умершую двенадцать лет назад. Фото девушки наложилось на автопортрет Мамлера, из-за чего и получился такой интересный эффект. Фотограф нашел в этом новый и очень прибыльный способ заработка и объявил общественности, что умеет запечатлять на снимке облики умерших людей. Такая услуга и правда пользовалась большой популярностью, многие люди хотели еще раз увидеть родных, убитых в гражданской войне.
Фотостудия Мамлера пользовалась огромной популярностью на протяжении всего десятилетия. Не прекращались и нападки на спиритическую деятельность фотографа. В начале 70-х газета «New York World» инициировала серьезную проверку. Она была осуществлена одним из работников газеты. Он посетил студию и получил фотографию. Но в привидении ни одного из своих родственников узнать не смог. Это послужило поводом к серьезному судебному процессу – ведь в рекламе салона Мамлер обещал, что клиент непременно увидит на портрете своего дорогого друга или родственника.
1869 году в Нью-Йорке состоялся суд. На нем Уильяма Мамлера обвиняли в мошенничестве, а все его спиритические фотографии называли мистификацией. Однако же, суд закончился ничем. Судья решил отказаться от обвинений, сославшись на недостаточное количество доказательств. Репортер газеты «The New York Daily Tribune», наблюдавший за процессом писал, что судья, скорее всего, также считал Мамлера шарлатаном и мошенником, но у обвинителей действительно не было серьезных доводов против предприимчивого фотографа.
Учёные так и не пришли к единому мнению, как Мамлеру удавались такие снимки. Ведь на них действительно были изображены силуэты погибших родственников фотографировавшихся. Одна из версий заключается в том, что на Мамлера работала бригада воришек. Процесс мог обстоять так. Человек фотографировался и оставлял свой адрес. Мамлер обещал ему доставить фото на дом через 3-4 дня. Если за это время нанятым людям удавалось проникнуть в дом фотографировавшегося и обнаружить там снимки его погибших родственников, то это фото доставлялось Мамлеру, и оно накладывалось на ранее сделанный снимок. Получившееся фото объявлялось спиритическим, за него бралась повышенная плата. Если фото погибшего родственника не удавалось выкрасть, клиенту выдавался обычный снимок с простым объяснением, что «дух не вышел на контакт».
Но эта версия остаётся лишь версией, доказательств, что дело обстояло именно так, до сих пор нет. Уильям Мамлер унес секрет создания спиритических фотографий в могилу. В 1884 году он умер, перед тем уничтожив почти все свои рабочие документы и фотоснимки.