Израильская художница Сигалит Ландау с помощью природы создала уникальную скульптуру ”Солёная невеста”, представляющую собой покрытое солью платье.
С 2014 года траурное платье находилось на дне Мертвого моря, постепенно покрываясь кристаллами соли. На протяжении двух лет художница фотографировала платье, чтобы запечатлеть происходившие с ним изменения.
Автор была вдохновлёна пьесой Семёна Ански “Меж двух миров” (“Диббук”) 1916 года, в которой рассказывается о молодой хасидской женщине, ставшей одержимой злым духом своего мёртвого возлюбленного. Платье, выбранное для проекта, является точной копией того, которое носила исполнительница женской роли в спектаклях по этой пьесе в 1920-х годах. Постепенно покрывающая платье соль символизирует сверхъестественную силу, окутывающую и превращающую чёрную ткань в некое подобие свадебного наряда. Со временем алхимия моря превращает простую одежду из символа, связанного со смертью и безумием, в свадебное платье, каким оно и подразумевалось изначально.
«Чёрная ткань платья и наросшие сверху кристаллы соли — это вполне понятный образ невесты с тёмным прошлым. Одежда живёт вместе со своим хозяином — изнашивается, тускнеет, но живёт. Здесь же показано превращение чёрного, но живого в белое, но мёртвое. На эту же мысль наталкивает и выбор места для проекта — Мёртвое море».
«Получившийся арт-объект визуально напоминает платье из снега и льда. В современной России с метафорой льда и холода ещё в начале своей карьеры работал известный дизайнер Артемий Лебедев — делал формы для льда «Вечность», используя литературный контекст сказки Андерсена «Снежная Королева». Также символика кристаллов льда и снега встречается в стихах поэтов-символистов Блока и Бальмонта и несёт отрицательные смыслы».
Кстати, впервые пьеса “Диббук” была поставлена на российских подмостках при содействии Константина Станиславского, а художественным руководителем еврейского театра “Габима” был Евгений Вахтангов. Так что инсталляция – с российскими корнями.