Галерея – Музей Мировой Погребальной Культуры

«Не Пракситель меня создал, но Марко д̀Аграте» – гласит надпись на постаменте одной из самых знаменитых скульптур Дуомо, главного собора итальянского Милана. Статуя святого Варфоломея ошеломляет. Христианских мучеников традиционно изображают с атрибутами их мучений, поэтому средневековый автор изобразил святого Варфоломея с ножом и снятой кожей в руках.

Поразительный образец анатомии человека настолько совершенен, что точность передачи скульптором в середине XVI века внутреннего устройства человека вызывает восхищение. Автор, Марко д’Аграте, тщательно проработал каждую обнажившуюся мышцу на теле святого, а из снятой кожи сделал одеяние.

Умер Варфоломей в Армении. Тут он также проповедовал и изгонял бесов. Апостол исцелил дочь царя Полимия, после чего царь, его дочь и весь двор приняли крещение и стали истинными христианами. Однако это не понравилось языческим жрецам, которые утратили свою власть и титулы. Они обратились к брату Полимия Астиагу. По его приказу в городе Албане святой Варфоломей был схвачен и распят вниз головой, но не прекращал проповедовать. Тогда разъяренный Астаиг велел содрать с него кожу, но и это не остановило проповедника. В итоге король приказал святому отрубить голову. Верующие, получив его останки, положили голову, кожу и тело в оловянную раку (ковчег с мощами святых) и погребли в том же городе.

По загробному миру издавна выпускали путеводители. С некоторыми из них мы Вас познакомим.  Самый подробный и красочный  путеводитель по загробному миру составлен древними египтянами.  Посмертное существование египтяне воспринимали, как путешествие, связанное с бесчисленными опасностями и ловушками. Преодолеть их и родиться в мире мертвых помогал путеводитель. 

Составлен он на основе  «Текстов Пирамид», «Текстов Саркофагов», «Книги Двух Путей» и «Книги Мертвых». Загробный мир  египтян – Дуат —известен по «Книге Двух Путей». Это изображения потустороннего мира, помещенные на днища саркофагов и снабженные комментариями, похожими на нынешние карты. В «Книге Двух Путей» отмечены дороги иного мира и показаны боги и демоны, которые его населяют.
Египтяне считали Дуат закольцованным пространством, образованным телом Осириса, первого из живых, кого настигла смерть.
Дорога в иной мир начинается с тоннеля, коридора — Ра-Сетау (Дверь Протаскивания). В древнеегипетских гробницах всегда высекали на плоскости стены рельеф, изображающий вход в этот коридор – дверь. За ней –  две дороги — водная и сухопутная, разделенные огненным озером. На карте написано: «не ходи туда!». На пути покойного подстерегают различные опасности. Например, дорогу преграждают демоны и чудовища Обнимающий пламя, Глотающий тени, Ломающий кости, Видящий то, что он унёс. Покойный может пройти мимо демонов, только если знает их тайные имена и нужные заклинания.
  Есть в путеводителе место  взвешивания сердца – место суда за совершенные при жизни дела. Расположено оно между Землей и царством мертвых. Судьей выступает бог Анубис.
  Бог—«Владыка вселенной», окруженный свернувшимся кольцами Змеем, охраняет Солнечную барку во время путешествия по иному миру. Кольца Змея образуют тоннель, по которому усопший приходит к богу-творцу, дарующему ему возможность воскреснуть.
  Указан в путеводителе жертвенный стол для покойного.  Загробный мир египтяне считали миром, параллельным земному.  В царстве мертвых тоже есть каналы, пещеры, холмы, но все находится под охраной демонов. Все в загробном мире разделено на участки – иат. В каждый –  можно попасть через отдельные врата.
  Расстояние в Дуате измеряется в часах. Протяженность любого участка – час. Загробный мир больше Египта, но миры пересекаются — и в Египте и в Дуате есть города Абидос, Гелиополь. Именно в точках их пересечения, где иной мир соприкасается с земным, египтяне и строили свои храмы. В ином мире действуют свои законы, меняются местами «правое» и «левое».  Поэтому текст, написанный для умершего человека, создавался с законами мира мертвых. Важное значение имели и рельефы в гробницах. Согласно египетским представлениям, каждый из них служил дверью в иной мир. Гробница — это место, принадлежащее нашему и иному миру одновременно.
  Гробничные изображения еды предназначены и для того, чтобы покойный мог питаться. Саркофаг, куда мумифицированное тело покойного помещали после всех ритуалов, египтяне считали моделью потустороннего царства. Поэтому крышка саркофага изнутри расписывалась, как небо. На ней изображали богиню неба Нут, а на днище саркофага располагали карту иного мира, помогавшую покойному добраться до Зала Двух Истин, где происходил загробный суд над умершим. После суда праведный человек попадает на «поля Хотеп» — в египетский рай. Здесь оправданный должен был сеять, выращивать и жать пшеницу в человеческий рост высотой, предназначенную на хлеб для богов.
  Ада, по древнеегипетским представлениям, не существовало: человека, чьё сердце отягощено грехами, просто пожирало чудовище, и он уже не мог воскреснуть.

На сайте Минобороны России создан раздел «Бросок в вечность», посвященный 75-летию подвига красноармейца Александра Матросова. В разделе представлены уникальные архивные документы. Среди них –  отсканированная копия политдонесения начальника стрелковой бригады майора Ильяшенко об исключительном мужестве и геройстве 19-летнего Матросова из Днепропетровска, закрывшего собой амбразуру вражеского пулеметного дзота. Благодаря этому, красноармейцы смогли совершить атаку опорного пункта немцев. Стрелок-автоматчик 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сталинской стрелковой бригады добровольцев-сибиряков получил посмертное звание Героя Советского Союза. В разделе имеется доклад заместителю начальника Главного Политуправления РККА, датированный декабрем 1944 года, где приводится подробный отчет о работе по установлению точного места погребения Александра Матросова с описанием состояния могилы и предлагаемых мероприятий по увековечению его памяти. Есть  документы и о том, что  Александр Матросов был родом из Башкирии, его настоящее имя — Шакирьян Мухамедьянов. Шакирьян родился в 1924 году в деревне Кунакбаево. Когда мать умерла, ему было 7 лет. Семья жила очень бедно, и когда отец женился в третий раз, Шакирьян  ушел из дома. Бумаги детских домов Башкирской АССР начала 30-х годов не сохранились, поэтому где был в это время мальчик, сказать трудно. Скорее всего, он попал в детприемник-распределитель по линии НКВД, откуда его направили в Мелекесс (Димитровград) Ульяновской области. Там он уже был Сашкой Матросовым из Днепропетровска. Матросов сидел в трудовой колонии, в старой Уфе, когда началась война. В конце сентября 1942 года в группе других новобранцев он оказался в Краснохолмском военно-пехотном училище под Оренбургом. В январе 1943 года весь курсантский состав училища был направлен рядовыми на пополнение фронтовых частей. Матросов был зачислен в списки 91-й Тихоокеанской добровольческой морской бригады имени Сталина 25 февраля. Спустя два дня, при взятии деревни Чернушки, он совершил свой бессмертный подвиг: закрыл телом амбразуру с вражеским пулеметом.

В Новосибирском похоронном холдинге (это Новосибирский крематорий, музей мировой мемориальной культуры, Новосибирский завод спец-изделий, Российско-немецкий учебный центр и парк памяти) принято решение все культурно массовые мероприятия в 2018 году  проводить, используя для съемок беспилотники. Акции 2017 года показали, что посетителям нравятся фотографии, сделанные во время акций с помощью квадрокоптеров и по просьбам гостей решено сделать эту схему работы постоянной.

Знаменитый телеведущий Джон Уоррен побывал для съемок своего телешоу «Поедем, Поедим!» в Новосибирске и смог у нас не только вкусно и разнообразно поесть, но и посетить самые известные арт-объекты.

[row]

[span2]

[/span2]

[span5]

Среди таких в мировом реестре достопримечательных музеев значится  и Новосибирский музей мировой мемориальной культуры. Д.Уоррена принимал основатель музея Сергей Якушин.

Сергей Якушин  провел краткую экскурсию, и попросил гостя поделиться впечатлениями об увиденной экспозиции. Джона приятно удивила разносторонняя направленность и одновременно цельность выставки. Он ещё не встречал экспозиций, где бы с таким вниманием отнеслись не только к культуре погребения, но и к сохранению памяти об ушедших. И особенно удивило  большое количество истинных произведений искусства, посвященных этой теме. Но  главным итогом визита в музей, – про признанию Джона, – стало то, что он научился преодолевать страх смерти…

[/span5][/row]

На память Джон Уоррен увез из музея несколько очень интересных фотографий…И  вот, что Джон рассказал о нашем музее:

https://youtu.be/d_I8Q17kZ4g

А здесь рассказ о посещении Новосибирска:

https://www.youtube.com/watch?v=DPn9Lh6zOfQ

 

 

В эти дни в Российско-немецком учебном центре проводит переподготовку группа бальзаматоров, в составе которой  специалисты, представляющие самые разные регионы России, – от Астрахани до Сахалинской области.  В ходе занятий они знакомятся с новинками танатокосметики, принципами современного европейского бальзамирования. Практикумы и теоретические лекции в этот раз проводят танатопрактики-бальзаматоры международного класса – Д.С.Евсиков и С.Б.Якушин (Вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев, создатель Российско-немецкого учебного центра и новосибирского крематория). Администрации курсов и музея организовали для специалистов  экскурсии по всем трем залам, которые проводила экскурсовод Н.В.Романова.  Специалисты были восхищены не только обширной коллекцией новосибирского музея, но и тем, насколько  интересно подобраны экспонаты для экспозиций.

В Ноттингеме (Англия) работает гробовая мастерская «Crazy Coffins». На протяжении почти 20 лет её работники выполняют самые смелые и креативные варианты последнего пристанища. Желающих после смерти оказаться в подобном творении не так уж мало, как может показаться. (далее…)

В ночь с 15 на 16  октября в музее Мировой мемориальной культуры прошла вторая сумеречная экскурсия «Ночь с фонариками».

В 18:30 состоялся кинопоказ художественного фильма. Гости согревались горячим чаем с бутербродами и поп-корном, удобно расположившись на мягких пуфиках с предоставленными пледами. В 20:30 наши гости отправились на уникальную в нашем городе экскурсию, посвященную трауру викторианской эпохи. На входе каждому выдали по свече, чей мерцающий огонек огонек придавал действу ещё большую атмосферность. Хотя что может быть атмосферней ночной экскурсии в Музее смерти?

Наши аниматоры отлично вжились в роли живых экспонатов и не раз заставляли гостей вскрикивать от неожиданности. После экскурсии каждый желающий смог сфотографироваться с ними на память и убедиться, что они все такие же живые.

Экскурсия «Ночь с фонариками» помогла многим новосибирцам лучше узнать о немного мрачной и печальной, но такой интересной культуре викторианского траура. Гости остались в восторге и наперебой делились впечатлениями, обещая вскоре посетить наш музей при свете дня.

В Хельсинки напротив центрального вокзала на деревьях можно увидеть странную конструкцию, называемую модным нынче словом “инсталляция”.

Финская художница Каарина Кайкконен создала арт-проект из двух перекликающихся “пространственных” инсталляций, одна из которых находится во дворе Художественного музея Атенеум (см. фото).

Работа, называющаяся “Цветущий дух”, состоит из множества связанных между собой рубах. Она отражает собой естество любой жизни на земле – свет. Свет в искусстве связан со множеством символических значений: с религией, с естественными циклами времен года, со взлётами и падениями человеческого существования.

“Цветущий дух” по замыслу автора воплощает в себе стремление души ко свету, весне, расцвету, раскрытию словно бутон. Рубашки, собранные в качестве пожертвований, олицетворяют собственный уникальный цикл жизни, “потому что внутри каждой рубашки однажды билось живое тёплое сердце.”

 

У входа в лесное кладбище Бухенвальда оборудована мемориальная площадка, официально называемая “Местом личной памяти о погибших в советском спецлагере №2”.

В феврале 1990 года на этом месте были найдены останки неизвестных жертв советского спецлагеря. Мемориал Бухенвальд отметил место находок деревянным крестом. Этим событием началось преобразование места намеренно забытых захоронений в лесное кладбище, как гласит поясняющая табличка на русском языке.

Также этот знак символизирует окончание истории замалчивания этого лагеря (история советского спецлагеря Бухенвальд и судьба заключенных в нем была запретной темой в ГДР. Даже в ФРГ информация о спецлагерях НКВД в советской оккупационной зоне стала доступной лишь с начала 60-х годах. В академических научных исследованиях история лагеря никак не освещалась до 1990 года). В период существования ГДР родственникам погибшим было отказано в возможности иметь место поминовения усопших, могилы были не опознаны и остались безымянными.

В ночь с 1 на 2 октября в музее Мировой мемориальной культуры прошла сумеречная экскурсия «Ночь с фонариками».

В 18:30 состоялся кинопоказ. Гости удобно устроились на мягких пуфиках с чашками горячего чая в руках и получали удовольствие от  просмотра одной из культовых картин мирового кинематографа. А в 20:30 их ждала уникальная экскурсия, посвященная викторианской эпохе. На входе каждый из гостей получил по небольшому фонарику, чей крохотный огонек помог разогнать окружающий мрак. Ведь кто знает, что может таиться в темных уголках ночного музея?

Наши аниматоры в роли живых экспонатов сперва пощекотали нервы, а позже привели наших гостей в восторг. После экскурсии каждый желающий смог сфотографироваться с ними на память.

Экскурсия «Ночь с фонариками» помогла многим Новосибирцам лучше узнать о немного мрачной, но такой интересной культуре и истории викторианской эпохи. Гости остались в восторге. А многие поделились, что в будущем еще не раз посетят наш музей.

Ват Ронг Кхун — буддийский храм, расположенный недалеко от города Чианграй в Таиланде. Также известен как Белый храм.

Храм выполнен в нетрадиционной буддийской манере, отличается тем, что его убранство выполнено преимущественно материалами белого цвета. Белый Храм построен с применением белоснежного гипса, мрамора, стеклянной мозаики и штукатурки.

Белый цвет здания в буддизме символизирует чистоту и непорочность, а искристость – мудрость, которая «сияет ярко по всей Земле и Вселенной», поэтому весь храм выполнен из различных резных элементов, выкрашенных белой краской и инкрустированных стеклянной мозаикой, которая отсвечивает и блестит на солнце. Вокруг комплекса располагаются затейливые скульптуры демонов, черепов, отрубленных голов, свисающих с деревьев и других странных объектов.

Создателем и владельцем храма является художник тайского происхождения Чалермчаю Коситпипат. Он полностью сам разработал проект этого необычайного здания и начал строительство в 1997 году на деньги, вырученные с продажи его картин, на земельном участке площадью в 2 гектара. Следует заметить, что строительство продолжается по сей день, ведь некоторые детали постоянно добавляются в архитектуру храма. Денег от спонсоров и инвесторов художник не берет, а строительную бригаду возглавляет брат Чалермчаю, который прислушивается к идеям брата и воплощает его самые необычные фантазии. Как утверждает сам художник, он надеется быть увековеченным и остаться в памяти людей как великий художник и архитектор, а Белый Храм обеспечит ему вечную славу и память.

 
5 мая 2014 году храм был серьезно поврежден землетрясением. Первоначально создатель храма заявил, что строение восстановлению не подлежит и будет оставлено в разрушенном виде, однако потом было принято решение восстанавливать храм в первоначальный вид.

 
Чтобы добраться до храма, вы должны пройти по мосту через ров, наполненный бесчисленными скульптурами тянущихся рук, очевидно символизирующих желание. Оказавшись внутри, вы увидите не традиционные образы из жизни Будды, а современные сцены и портреты из поп-культуры. Вместо картин героев, сражающихся с демонами, художник решил использовать современные проявления добра и зла, и придал им буддийский контекст. Внутри можно увидеть фрески, изображающие Бэтмена, Супермена, Хищника и даже Киану Ривза, в роли Нео из Матрицы. На одной из незавершённых стен видна сцена, где самолёт врезается в Башни-Близнецы. На другой стене нарисованы картины космических кораблей и сцена, изображающая катастрофическое событие, уничтожающее нашу планету.

Посреди сцены хаоса и разрушения мирно сидит белый Будда в окружении золотых листьев. Он сидит перед Буддой большего размера, который окружен ангельскими божествами, витающими в каком-то небесном царстве.

В храме люди, которые стремятся постичь знание и силу учения Будды, обучаются медитации. На участке планируется разместить всего 9 зданий, включая часовню, монастырь, музей, павильон, картинную галерею художника Чалермчаю, проповедный зал и комнату отдыха. Несмотря на то, что комплекс постоянно совершенствуется, дополняется и все еще находится в стадии строительства, многие туристы находят здесь место для умиротворения и релаксации.

See Uey Sae Ung – печально известный серийный убийца из Таиланда. Его мумия выставлена в музее судебной медицины Songkran Niyomsane в Бангкоке. Забальзамированный формалином труп Юна имеет коричневый цвет кожных покровов (в тайской прессе цвет часто сравнивают с цветом таракана). Пустые глазницы, так же как и отверстия от пуль пулемета палача, заполнены белым парафином. В одном зале с Юном расположены трупы ещё нескольких насильников.

“Не оставайся на улице после наступления темноты или призрак Си Уэ съест тебя”, – именно так пугали тайских детей в 60-х годах прошлого века. Каннибал Си Уэ остался в фольклоре легендой о сверхъестественном существе.

Загадочным демоном в жизни оказался бедный китайский эмигрант, устроивший марафон убийств в Бангкоке и некоторых близлежащих провинциях. Особенно он любил вкус детей. Сейчас сложно подсчитать точное количество его жертв, но Юн заявлял, что убил и съел где-то от пяти до восьми детей. Слухи говорят, что в его “меню” входили и взрослые, однако сторона обвинения не нашла этому доказательств.

Итак, возвращаемся в 1958 год. Отец убитого мальчика застает Си Уэ Юна за обедом (жаркой тела маленького мальчика), его немедленно арестовывают. Юн дает признания полиции. Оказывается, он приехал с Хайнаня, первое время перебивался чернорабочим, рикшей и выращивал овощи. На родине он был солдатом и боролся против японских захватчиков во время Второй мировой войны.

Некоторые полагают, что именно на полях сражений в Хайнане Юн прошел путь превращения из человека в монстра (в 1937-1945 гг. Япония и Китай находились в состоянии войны). Профессор Сомчай Полимке, бывший руководитель отдела криминалистики старейшей больницы Бангкока Сирирай, утверждает, что военные командиры Юна приказали войскам съесть печени убитых противников, чтобы забрать их силы и мощь. Сцены из фильмов показывают молодого солдата, одинокого и страдающего от голода, в окружении убитых товарищей по оружию. Как может выжить человек в такой ситуации? Только питаясь человеческой падалью. Признания китайца шокировали Тайланд и породили легенды о бугимене, охотящемся за душами тайцев.

В Юго-Восточной Азии употребление в пищу печени является частью жутких обрядов черной магии. На протяжении многих веков военная пропаганда обеляла каннибализм, утверждая, что противник — не человек и нет ничего предосудительного в том, чтобы напитаться его энергией. Подобно тому, как самураи считают, что дух человека находится в его животе, поэтому ритуальное самоубийство сэппуку заключается именно во вспарывании живота.

Профессор умолкает и показывает на длинный шрам на лбу мертвеца. “Здесь вы можете увидеть надрез. После того, как Юн был казнен, ему сделали аутопсию, чтобы понять, был ли мозг каннибала “нормальным”. Таким он и оказался, никаких патологий. Но, к сожалению, это не дает ответ на вопрос о его психическом здоровье в течение всего периода убийств и до его ареста”.

Местный отставной полицейский говорит, что Юн не казался ему сумасшедшим. “Для себя я решил, что его гнев был обращён ко всему миру, смешан с печалью, его ненависть выросла из сожаления о том, что он больше никогда не увидит свою родину снова. Многие китайские иммигранты того времени, вероятно, испытывали подобные предчувствия”.

Экспонат “мумия” популярен не только среди туристов, но и самих тайцев. Старшее поколение, выросшее на легендах о Юне, словно загипнотизированное, не отрывает взглядов от их воплощённого детского кошмара. Молодое поколение, знакомое с бугименом только по фильмам и телевизору, удивлены его маленьким ростом. Туристы же изумлены самим фактом существования выставки, сравнивая её со средневековыми развлечениями. В конце концов, серийный убийца Тед Банди и каннибал-некрофил Джеффри Дамер совершили куда более чудовищные преступления, чем Си Юн, однако никому в голову не пришло выставлять их трупы на потеху публике.

Тем более удивительно, что загадка личности Си Юна так и остается неразрешимой. Единственной информацией в музее о нем является газетная вырезка на тайском языке, повторяющая несколько известных фактов о нем – его раннюю жизнь на Хайнане, его службу, предполагаемое количество его жертв и казнь в 1958 году – вместе с черно-белым фото из полиции, на которой человек скалит свои зубы, становясь похожим на грызуна. Но трудно правильно интерпретировать выражение его лица. Строил ли он гримасу фотографу-криминалисту, играя своей репутацией душегуба? Это сердитый взгляд озлобленного человека? Или же он больше похож на загнанную в угол крысу, рычащую от беспомощности и страха?

Профессор Сомчай улыбаясь, говорит, что “…музей может научить студентов ещё кое-чему, помимо анатомии. Например, если вы совершите подобное преступление, то закончите в таком же положении”. 

 

Пополнение коллекции гробиков-брелоков в сувенирной лавке музея. Спрашивайте в музее!

В Новосибирске впервые прошли похороны с использованием авто-лафета. Это уникальное по современным меркам транспортное средство имеет долгую историю, уходящую во времена средневековья, когда впервые стали  использовать конные похоронные дроги. (далее…)