Намечая поездку в знаменитую Верону – городок, где разыгралась романтическая драма Ромео и Джульетты, нельзя не запланировать посещение туристической достопримечательности – могилы девушки, не пожелавшей жить после смерти возлюбленного. Но стоп – ведь эту историю написал Шекспир, а значит никакой Джульетты в реальности не существовало? Откуда же тогда взялась ее могила? Рассмотрим этот вопрос подробнее…
Чарльз Диккенс пишет: “Итак, сопровождаемый проводником, я направился к старому-престарому саду, принадлежавшему некогда, как я полагаю, старому-престарому монастырю. Встреченный у развалившихся ворот ясноглазой женщиной, стиравшей бельё, я прошёл вперёд…здесь мне показали нечто вроде небольшого чана или лохани для воды, который ясноглазая женщина, осушая о платок руки, назвала могилой несчастной Джульетты: “La tomba di Giulietta la sfortunata”. При всём моём добром расположении уверовать в это, я смог поверить лишь тому, что ясноглазая женщина сама в это верила… Я не был разочарован; напротив, было скорее приятно, чем неприятно, что место, где покоится прах Джульетты, забыто. Быть может духу Йорика утешительны звуки шагов на его могильной плите и повторение его имени раз по двадцать на день; но Джульетте спокойнее лежать в стороне от туристских дорожек и не знать других посетителей, кроме весеннего дождика, ароматного ветерка и солнечных лучей.”
Романтическая история влюбленной пары из Вероны настолько пленила сердца всего мира, что многие порой отказываются признавать то, что вся эта история – лишь история, выдуманная Шекспиром, и Джульетта не то что не умерла, а даже не существовала. Именно поэтому балкончик и гробница несчастной Джульетты активно рекламируются властями Вероны.
Гробница представляет собой саркофаг XIII–XIV веков из красного мрамора, установленный в крипте бывшего монастыря капуцинов, построенного в 1230 году. Над входом укреплена табличка со словами из пьесы Шекспира: “В могилу? Нет: ведь здесь покоится Джульетта – и красота её угрюмый склеп в сияющий чертог преобразила.”
Впервые данное надгробие упоминается в 1524 году в новелле «История благородных любовников» Луиджи да Порто (согласно легенде в монастыре Сан Франческо происходило тайное венчание Ромео и Джульетты, и здесь же они были похоронены). После выхода в свет новеллы все гости Вероны стремились посетить гробницу. Власти, тогда еще не имевшие понятия о туризме, такому паломничеству не обрадовались и выдали саркофаг за емкость для хранения воды. Снова о гробнице вспомнили в 1807 году, после появления романа Жермены де Сталь «Карина», в котором писательница, говоря об истории юных Ромео и Джульетты, упомянула и веронскую гробницу.
В 1868 году саркофаг перенесли из сада ближе к стене храма и выстроили над ним арочный портик. В 1898 году вокруг гробницы установили античные статуи и обломки древних надгробий, а в 1910 году там появился бюст Шекспира из мрамора.
В 1936 году вышел легендарный фильм Кьюкора «Ромео и Джульетта», и гробница Джульетты снова переехала — в крипту церкви. Рядом появился специальный почтовый ящик, в который поступали послания Джульетте со всего света. На письма отвечал смотритель монастыря — Этторе Солимани.
Ещё в давние времена среди многочисленных посетителей Гробницы быстро распространился варварский обычай откалывать кусочки могильного камня Джульетты и увозить их с собой в качестве сувениров (крышка же якобы была разбита после её осквернения в 1548 году). Избежать подобного искушения не могли порой и люди знаменитые: в 1822 году Мария Луиза Австрийская, герцогиня Пармская и вторая супруга Наполеона, посетила гробницу и пожелала взять с собой несколько сколов мрамора для изготовления ожерелья и серёг в золотой оправе.
Английский поэт Джордж Байрон, побывавший в Вероне в 1816 году, также унёс, как он сам пишет, “маленькие осколки гранита, чтобы дать их моей дочери, племянницам и племянникам”. В результате столь рьяного почитания саркофаг значительно пострадал и приобрёл ту выщербленную наружность, которую являет нам сегодня. Некоторые предприимчивые торговцы не замедлили воспользоваться стремлением приезжих приобрести на счастье камешек с гробницы Джульетты. Так, один ювелир на Пьяцца Эрбе, в центре города, бойко продавал простодушным туристам кусочки красного мрамора, откалывая их от колонн неподалёку. Мошенничеством свои действия он не считал, оправдывая их тем, что “и колонны, и почитаемая гробница сделаны из одного и того же материала”.