Поль Гюстав Доре (1832 – 1883) – французский живописец, иллюстратор и гравер.
У Гюстава Доре было две версии картины «Семья акробата», написанные с разницей в 20 лет. Одна версия картины «земная», а другая – «инфернальная». Обе версии рассказывают о трагедии семейства цирковых артистов. На холсте множество объектов, подчеркивающих профессию героев: в правой части кадра, размещены бубен, труба и жонглирование мячами.
Что мы видим? Ребенок, умирающий от смертельной раны на голове на руках у матери. За кадром осталось цирковое представление, во время которого ребенок получил травму. Очевидно, что ребенок, помогая своему отцу во время балансировки на канате, упал и был тяжело ранен. На холсте не изображено никаких активных действий, но боль и отчаяние все равно ощутимы.
Невинный ребенок написан в светлых тонах, которые контрастируют с темным фоном и родителями. Так, жизнерадостность и феерия шоу уступили драматической сцене в полной тишине. Доре действительно талантливый колорист: белая стена контрастирует с красной кровью ребенка, а яркие цвета карнавальной цирковой одежды – с белой одеждой потерпевшего ребенка, напоминающего ангела. Шоу остановлено – на дальнем фоне в темноте, на краю кадра, толпы любопытных наблюдающих акробатов и зрителей прекратили свою деятельность и в тишине созерцают горе матери и отца.
Мать прижимает к себе бледного ребенка, из которого уходит жизнь, закрыв глаза, возможно, молясь. На ней надето длинное синее пальто, голову венчает корона, в глаза бросается нарочитый образ цыганки (темная кожа и карие вьющиеся волосы). Очевидно, что в цирке он работает гадалкой. У её ног игральные карты в виде полукруга. В центре, на оси тела матери и сына, карта подсвечивается: это туз пик, символизирующий смерть. Прочла ли она судьбу своего сына? Именно поэтому отчаяние так написано на её лице?
Нельзя не обратить внимание на позу матери и как она держит в руках своего умирающего сына. Все это вкупе с одеянием недвусмысленно наталкивает на христианскую иконографическую тему Девы Марии, оплакивающей смерть Христа до погребения.
Отец – акробат следит за сценой с отстранённым лицом, но и в его глазах видны слезы.
Другие символические элементы картины – животные, которые, кажется, сочувствуют горю хозяев. Единственное животное, которое не разделяет всеобщее настроение – сова. Неудивительно: ночной характер жизни совы наложил в сознании людей свой демонический оттенок.
Доре заинтересовала также и социальная ситуация семьи: какой вес имеют артисты цирка в обществе и на что они вынуждены идти ради работы? “Он умирает. Я хотел изобразить растерянность в глазах родителей, которые превратились в настолько закаленных существ, почти зверей, ведь для того, чтобы заработать деньги, они убили своего ребенка и, убив его, они обнаружили, что, оказывается, они имеют сердце и пришло позднее раскаяние.”