Париж – одна из главных туристических столиц мира, практически каждый путешественник считает своим долгом побывать в столице Франции. И если сейчас самыми посещаемыми его достопримечательностями являются Эйфелева башня, Лувр и Нотр-Дам де Пари, то в XIX веке в тройке самых посещаемых было еще одно место… Это был парижский морг.
Да, это действительно было так – центральный парижский морг входил в список обязательных для посещения мест как для туристов, так и для местных жителей. Стоит отметить, что сначала это был обычный морг, который использовался только по своему основному предназначению – для временного хранения тел покойных. Их останки раскладывались для опознания на наклонных мраморных столах за большими стеклянными окнами. Но однажды в морг, видимо случайно, попал какой-то зевака, который потом рассказал другим, и так далее, пока временное пристанище усопших не стало популярным для посещения местом.
В это сложно поверить, но к концу XIX века парижский морг на набережной Quai de l’Archevêché посещало до сорока тысяч человек в день (!). Он был включен практически во все экскурсионные туры по Парижу, а опознание трупов, как это ужасно не прозвучит, стало своеобразным шоу. Люди стремились попасть на опознание и очень живо реагировали на происходящее. Надо сказать, что посещение морга не было исключительно развлечением маргиналов. Многие известные люди частенько посещали это скорбное заведение. Например – знаменитый писатель Чарльз Диккенс в своих записях отмечал, что много раз посещал это «странное зрелище».
Ажиотажный интерес к трупам можно считать жутким и извращенным. Возможно, во многих случаях, так и было. Но помимо развлекательной функции, морг выполнял еще одну – он визуализировал столь популярное в то время выражение Memento Mori – “Помни о смерти”. И люди, приходившие поглазеть на страшные диковины этого места, задумывались о том, что и их жизнь конечна, что и они когда-нибудь тоже умрут. И это могло наполнить их жизнь смыслом, заставить ценить ее.
В конце концов, как и следовало ожидать, в 1907 году морг был закрыт для публичных посещений «по соображениям морали». А позже – здание снесли совсем, и сейчас на его месте находится красивый зеленый парк.