Философcкий мультфильм Петра Камлера «Хронополис» (1982)
О творчестве поляка Камлера трудно говорить и почти невозможно анализировать. Кажется, что он создает произведения для медитативной гипнотической рефлексии.
Экспериментальный фильм “Хронополис” развивает тему контакта между человеком и представителями высшей расы. Без диалогов, в коротком вступлении говорится о существовании вечного города вне пространства и времени, или точнее, в городе, где рождается время.
Мотив восхождения альпинистов делает отвесную вертикальную стену аналогом бытия, преодоления, карабкания по жизни, непрерывной устремленности живущих вверх-вперед.
Движения всех альпинистов синхронизированы и напоминают по меньшей мере некий ритуал, происходящий под мелодичный, певучий звон молоточков. Это уже не столько восхождение, сколько некое хоровое бытие, воплощение течения жизни, ритмично льющегося снизу вверх. Ассоциации с потоком подкрепляются плавностью и замедленностью движения фигурок альпинистов.
Сорвавшийся падает не в пропасть, но в инобытие, и обрезает не страховку, но свои связи с этой жизнью. По логике Камлера только так человек может оказаться у начала времен, в Хронополисе, и своим появлением там задать нулевую точку отсчёта времени, попытаться изменить предначертанность, оставить в вечности другой сценарий.
Вечность же представлена зацикленными регулярными процессами: возникают и исчезают шары в жидкости, вспухает и опадает пузырь, частица движется по круговой орбите. Бесконечные повторы создают пространство абсолютного времени.