Да, возможно, в Новосибирске, — в более чем полуторамиллионном городе, — музеев не так уж и много. По сравнению с теми же Москвой и Санкт-Петербургом, после которых наш город всегда называют третьим. Но в Новосибирске достаточно (для одного города) музеев, которые считаются уникальными в своём роде, единственными такими во всей стране, а то и во всём мире. К таким, безусловно, относятся Музей Солнца, Музей Счастья или Музей СССР.
Есть среди музеев нашего города и такие, само существование которых многим здравомыслящим людям может показаться большой нелепостью или даже зловещей насмешкой. Такой как Музей мировой погребальной культуры или попросту Музей смерти, как его чаще всего называют. Как вообще могут стоять рядом такое страшное слово «смерть» и слово «музей», которое мы неизменно связываем с чем-то прекрасным, изысканным, по крайне мере — очень любопытным? Но тут всё не так просто.
И, конечно, в любом необычном музее найдутся экспонаты, которые заставят заинтересоваться, удивиться или даже испугаться. «Новосибирские новости» подготовили свой небольшой рейтинг необычных экспонатов, возможно, не самых популярных среди посетителей музеев, но от того не менее удивительных.
(Музей Солнца; Красный проспект, д. 165/1)
Основанный в 1992 году новосибирский Музей Солнца — это единственный в России музей, посвящённый такой тематике. Здесь постарались собрать всё, что связано с этим светилом, которого древний человек обожествлял, преклонялся перед ним, боялся его гнева, а современный человек исследует, изучает и стремиться постичь его. Основная часть экспозиции — это всевозможные изображения бога солнца в самых разных мировых культурах: древнерусской, египетской, индийской, непальской, тибетской, южно- и североамериканской.
Здесь среди гонгов, молитвенных барабанов и бубнов, шаманских одеяний, египетских солнечных кошек и копии трона фараона Тутанхамона можно встретить удивительный экспонат, внешний вид которого вызывает недоумение. Предназначение этого предмета также неочевидно. Не добавляет ясности и наименование этой штуковины. Перед нами Коло Восьмилучевое. Разобраться, что это такое, помогает пояснительная записка.
И неё следует, что это само Коло — один из древнейших символов колеса жизни в Руси дохристианского периода, то есть до Крещения. Тогда жизнь наших предков протекала по солнечному принципу. Солнечные правила, а по сути, это был распорядок дня, нарушать было нельзя. Коло для древних славян был священным символом, который выражал движение и исчисление времени по Солнцу. Коло Восьмилучевое — это, по сути, солнечные часы.
На небольшой возвышенности в землю под определённым углом забивали деревянный столб, или кол. Он служил стрелкой наземных часов, и закономерно движению Солнца, отбрасывал тень, показывая временной счёт. Счёт этот был восьмеричным в трёх периодах солнечного движения по небосклону: восемь часов — утро, восемь часов — день, восемь часов — ночь.
(Музей Счастья; ул. 1905 года, д. 13)
Зачем нужен зонтик, разумеется, известно всем. Для чего служат пуговицы тоже, надо полагать, ни для кого не секрет. Но каково предназначение зонтика с пуговицами? Это просто: он существует, чтобы приносить счастье. А если точнее — то исполнять желания.
Зонтик Счастья — это один из главных экспонатов Музея Счастья. Это алый зонт с пришитыми на него пуговицами, а их, между прочим, больше 300 штук. И всё это — чьи-то загаданные желания.
Музей Счастья — говорят, что единственный в мире, — придумали в 2009 году музыканты новосибирского авторского дуэта «Солнечный дождь», семейная пара Ирина Некрасова и Юрий Дрёмин. А Зонтик Счастья появился у них ещё за несколько лет до этого. В 2013 году музей обосновался в старинном особняке на улице 1905 года, и теперь там можно найти экспонаты из самых разных уголков земного шара. Это всевозможные амулеты, обереги, талисманы, символы счастья разных народов мира, самая большая в России коллекция «счастливых билетиков», и вообще всё об этом зыбком понятии: высказывания великих людей о счастье, стихи, притчи, мифы, сказания, анекдоты, песни, поговорки, счастливые приметы.
(Музей СССР; ул. Максима Горького, д. 16)
Сифон, молочный сторож, стакан в подстаканнике, фильмоскоп, электронные игры «Ну, погоди!» и «Весёлый повар», книга о вкусной и здоровой пище, пылесос «Чайка», фотоувеличитель, радиола Rigonga, «Незнакомка»…
Без этих слов не сможет обойтись ни одна бытоописательная глава времён Союза Советских Социалистических Республик. Только одно их звучание вызывает у рождённых в этой могучей державе ностальгические чувства. Удивительные по силе эмоционального воздействия предметы ушедшей эпохи, — чего стоят катушечный магнитофон, пельменница или сушуар, то есть фен с горфротрубой и мешком, чтобы надевать на голову! — собраны в Музее СССР, который больше напоминает лавку старьёвщика.
И есть в музее один поистине удивительный предмет. Нет, таких там, конечно, не один. Но этот почему-то особенно будоражит воображение. И именно его мы включили в наш рейтинг.
У всех, кто помнит докомпьютерную эпоху, были калькуляторы. Если не говорить об истинных поклонниках стиля ретро, которые во все времена предпочитали счёты с деревянными костяшками на металлических спицах. Но вот совсем другое дело — арифмометр! Это, конечно, уже не счёты, но ещё и не калькулятор. Это намного круче. Далеко не каждый сегодня, глядя на этот предмет, сразу скажет, что это такое и для чего оно нужно. А ведь когда-то с арифмометром умели обращаться даже школьники.
Были такие механические вычислительные машинки — настольные или портативные — арифмометры. Даже на слух понятно, что это как-то связано с арифметикой, то есть с числами. Да, с помощью арифмометра можно было слагать, вычитать, умножать и делить, причём достаточно точно. Работал он на зубчатых колёсах и цилиндрах. Схему подобного арифмометру механизма нарисовал Леонардо да Винчи ещё в самом начале 16-го века.
«Феликс», названный так в честь Феликса Дзержинского, был самым распространённым арифмометром в СССР. Выпускали их, в основном, на заводе счётных машин «Счётмаш» в Курске, на Пензенском заводе вычислительной техники и на Заводе счётно-аналитических машин имени Калмыкова в Москве. С 1929 по 1978 годы было выпущено несколько миллионов подобных машинок.
Работает арифмометр «Феликс» следующим образом. Цифры вводятся перемещением рычажков вверх-вниз. При сложении и вычитании достаточно выполнить два последовательных оборота ручки. Первый — чтобы занести в счётчик первое слагаемое или уменьшаемое, набранное на рычажках. Потом нужно набрать рычажками второе число и повернуть ручку в нужном для выполнения операции направлении. Оно указывается на корпусе.
Для умножения числа, к примеру, на двузначный множитель, нужно установить рычажками данное число, прокрутить рукоятку в направлении суммирования на столько оборотов, сколько единиц во множителе, а потом передвинуть каретку на один интервал вправо и прокрутить рукоятку на столько оборотов, сколько десятков во множителе. Результат умножения появляется в окнах результатного счётчика. На счётчике оборотов при правильном выполнении процедуры отображается множитель.
Вот так вот. А вы говорите — компьютер!
(Музей Первомайского района, ул. Первомайская, д. 148)
У Музея Новосибирска с его многочисленными филиалами, есть множество поводов гордиться своими фондами. Среди уникальных экспонатов есть рабочее место члена экипажа космического корабля «Союз». Это кресло с индивидуальным ложементом космонавта Сергея Залетина, представленное в Музее Кондратюка.
Есть ещё один экспонат, побывавший в безвоздушном пространстве, — это репринтное издание книги Юрия Кондратюка «Завоевание межпланетных пространств». В 2008 году его отправили на борт Международной космической станции и все шесть членов международного экипажа экспедиций МКС-17 и МКС-18 поставили на первой странице свои автографы.
Совсем из другой оперы — симфонион. Один из последних работающих. Это проигрыватель конца 19-го века. Только он механический, а вместо виниловых пластинок прибор крутит металлические диски. Диск вращается, и его щели с помощью рычагов входят в зацепление с металлическими язычками. Весь корпус резонирует. А в это время звучит простая, но очень красивая мелодия. В общем, этакая шарманка.
А есть ещё одна «шарманка», и хранится она в филиале Музея Новосибирска, украшает постоянную экспозицию Музея Первомайского района. Это «шарманка» железнодорожника.
Новосибирск и железная дорога — это как любовь и разлука, которые, как в песне поётся, «не ходят одна без другой». Благодаря железной дороге, как мы знаем, и появился наш город, и отношение к железнодорожникам у нас было всегда особое, почтительное. А узнавали людей этой профессии не только по фуражке, шинели, погонам и кокарде, но и по неизменной «шарманке» в руках. Сразу видели: идёт по улице машинист-локомотивщик, или помощник машиниста, или проводник, или путеец. А «шарманка» — несгораемый металлический чемоданчик, сундучок такой. В общем, это был статусный атрибут, предмет гордости корпоративной общности.
«Шарманки» делали из жести. Деревянный сундук возле огнедышащей паровозной топки уберечь было нелегко. Красили его части в зависимости от специализации владельца. Машинисты пассажирского движения щеголяли с зелёными чемоданчиками, под цвет будки паровоза пассажирского состава. Бригады «товарняков» отличались черными сундуками.
А что внутри? Да всё что угодно! Инструменты, фонари, «тормозок» (перекус вроде бутербродов и прочей нехитрой снеди), разная личная мелочёвка, гостинцы для детишек, документы — путевые листы, инструкции, графики — в особом отсеке с зажимами. И именно с этим связано народное название сундука или чемодана, которое не «отклеилось» и по сей день.
Так почему «шарманка»? Утверждают, что дело отнюдь не во внешней схожести сундука с музыкальным инструментом. Как гласит легенда, причина в том, что железнодорожники часто шли на работу ночью, в тишине, а поскольку эти железные чемоданчики, наполненные разными железными же предметами, жутко громыхали, то о том, что машинист идёт в депо, слышали по всей окрестности.
(Музей мировой погребальной культуры при Новосибирском крематории; Восход (Новосибирский район), ул. Военторговская, 4/16)
Наиболее известный экспонат Музея мировой погребальной культуры — это настоящий гроб, в котором когда-то похоронили человека, а потом вытащили из земли обратно. Если точнее, то это цинковый саркофаг купца, известного бердского мукомола Владимира Горохова. Его похоронили в 1907 году на Ваганьковском кладбище в Москве, где он неожиданно скончался во время деловой поездки. Но похоронили, как выяснилось, не там, где завещал предприниматель. А велел он сделать это в Бердске. Волю покойного выполнили и в том же году перезахоронили на территории старого бердского кладбища.
Да вот только кладбище это во время строительства ГЭС ушло на дно Обского моря вместе с большей частью старого Бердска и несколькими деревнями. В 2008 году, во время сброса воды, эти места вновь показались на поверхности. И вот тогда удалось обнаружить единственную, уцелевшую благодаря мощной каменной кладке, могилу. А в ней — саркофаг с останками знаменитого купца. Их захоронили и в третий раз, уже в современном Бердске. А саркофаг отправили в музей.
Среди экспонатов единственного в нашей стране подобного музея есть катафалки, траурные одежды, гравюры, картины и скульптуры похоронной тематики, документы и некрологи, образцы кладбищенской архитектуры. Есть и менее «безобидные» вещи. Жутко выглядят, к примеру, настоящие фотографии мёртвых, недавно умерших людей, которым ещё к тому же придали позы живых и нарисовали на закрытых веках глаза. Да, была в Европе и России в позапрошлом веке такая пугающая традиция.
Но кажется, ничего более омерзительного придумать невозможно, чем выставлять в музее, в каком бы то ни было, гниющий труп. Славу богу, что не настоявший, а силиконовый, но, тем не менее, с признаками всех стадий разложения тела человека после смерти. Во всех красочных подробностях. Таким экспонатом могли полюбоваться посетители Музея Смерти во время акции «Ночь музеев» в мае этого году. При этом приглашённый патологоанатом рассказывал всем желающим об особенностях посмертных изменений телесной оболочки.