Первый музей такого направления в России – Музей мировой погребальной культуры – официально открылся в Новосибирске 14 мая 2012 года.
Основное хронологическое поле музея очерчено рамками от XIX до первого десятилетия XX века. Такой выбор не случаен: эта эпоха отличалась наибольшей проработанностью мемориальной культуры. В ней было вровень и эстетства, и гуманизма.
Музей примечателен уровнем визуализации – редким для российской музейной практики, но популярным в Европе и США. Многие аспекты старинной погребальной культуры представлены в виде сюжетных инсталляций-диорам. Опознание в старинной прозекторской, прием заказа в погребальной конторе, пошив траурного платья, прощание родных с умершим ребенком – все сюжеты в детально воспроизведенных интерьерах разыгрывают реалистичные манекены, облаченные в одежду XIX века.
Есть в этом ряду и сцены, совершенно удивительные для современного зрителя. Например, фотоателье, где совершается фотографический сеанс post mortem – съемка покойника в «живой» позе и обстановке, вместе с родственниками. Этот необычный фото-жанр, возникший в викторианской Англии, покорил несколько стран Европы, восточное побережье CША и просуществовал до конца 1920-х годов, оставив довольно большое визуальное наследство. Самый выразительные и знаменитые из таких портретов тоже представлены в экспозиции.
Музейный комплекс расположен в Парке Памяти Новосибирского крематория. По желанию посетителей экскурсию можно продолжить и в самом здании крематория. Это тактичный и подробный рассказ о формах памятования, формах почтения к предкам. По большому счету, это музей культуры памяти. А если еще точнее – музей культуры жизни наших предков, потому, что если бы не было таких музеев, мы бы не знали как жили люди в разные эпохи, как оценивали друг друга, к каким целям стремились в течение жизни. Ведь последний день на земле – оценка всей достоинств и достижений человека.
Коллекции Музея мировой погребальной культуры:
Траурная мода XVIII – начала XX веков.
Внешнее выражение скорби по ушедшему из жизни человеку во все времена диктовало особые правила поведения и ношения траурной одежды. Траурный костюм несет в себе «скорбную печать», он определяет поведение и внутренне состояние того, кто его носит.
Траур (от немецкого der Trauer – «печаль») – сдержанное, не бьющее в глаза выражение скорби по усопшему. В XIX- начале XX веков в России было принято подолгу носить траур. По смерти близкого родственника – супруга, родителя, брата – в течение года. Поэтому существовала определенная мода на черное, траурные детали, аксессуары, платья. Траур подразделялся на глубокий траур, который носился год; полутраур, соблюдавшийся полгода; и трехмесячный траур, во время которого допускалось вместо черного носить серое и лиловое. Краткий траур соблюдался по родственнику не очень близкому, например, кузену или племяннику. Но вдова, в соответствии с правилами приличия, должна была носить черное в течение года без малейших послаблений. Траур выражался тканью, отсутствием драгоценностей, что указывало на уход близкого человека.
Траурные украшения
Украшения из волос умерших
Этот старинный вид рукоделия известен с 14 века, но особую популярность приобрели в викторианскую эпоху. Из волос любимых и близких людей делали браслеты, цепочки и серьги, вкладывали их в броши, кольца и подвески, причем все это было очень модным массовым поветрием и существует до сих пор в больших количествах.
Бывало, что у молодой умершей девушки родственники отрезали косу и оставляли себе на память. У покойного могли срезать и вообще все волосы для того, чтобы пустить их на что-то плетеное и памятное. Украшения из волос родных людей носились с гордостью, причем эта традиция существовала во всех слоях населения.
Из волос массово плели венки и помещали их в рамку под стекло, как семейные фотографии. В память об умерших членах семьи располагали эти вещи на почетном месте в гостиной, рядом иногда помещали рамочку с генеалогическим древом семьи.
Семейные мемориалы
Мертвецкая (бальзаматорская). История бальзамирования
Посмертные фотографии
Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) — обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.
Такие фотографии служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, поскольку уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок, и такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.
Пик популярности посмертной фотографии пришёлся на конец XIX века, однако, позднее пошёл на убыль и вскоре был полностью вытеснен изобретением моментальной фотографии, получившей большее распространение и популярность, хотя некоторое продолжение традиции прослеживалось и в XX веке.
Церковная погребальная атрибутика
Похоронная процессия
Древние призывали, чтобы люди помнили о конечности человеческого бытия. Финал любой жизни одинаков. Кто-то занимается самообманом, закрывая глаза на бренность бытия.
Древние верили в загробную жизнь и готовились к ней. Вспомним про египетские пирамиды как яркое доказательство этой веры и стремление устроить комфортную жизнь себе после того, как покинешь этот мир.
Ритуальный транспорт появился много сотен лет назад с появлением колеса и повозок, а также использования домашних животных в качестве перевозчика тела умершего.
В настоящее время классические словари дают следующее определение слову катафалк — “сооружение при торжественных похоронах, как бы пьедестал для гроба, покрытый черным сукном, с канделябрами и возженными свечами по бокам”.
Коллекция катафалков
Конные упряжи еще довольно долго после появления специализированных автомобилей пытались с ними конкурировать, и порой вполне успешно, поскольку выглядит запряженный лошадьми катафалк-карета, действительно, очень эстетично, роскошно и благородно. Но прогресс постепенно брал свое, и конным катафалкам пришлось уступить место более технологичному средству
передвижения. Произошло это в начале 20 века. Сначала это были автомобили, созданные на основе шасси компактных американских грузовиков Autocar, White, Cunninghem. Их оборудовали направляющими для гроба и небольшими откидными скамейками для сопровождающих, украшали резьбой и венками. Тогда же появилось такое явление, как детский катафалк. Для них использовалась база автомобилей «Форд-Т», «Додж», «Оверланд».Чуть позже, когда началось массовое производство ритуальных автомобилей, в США их стали выпускать на платформах элитных марок, обладающих внушительными размерами, мощными двигателями и плавностью движения, – «Кадиллак», «Паккард», «Пирлесс», «Пирс-Эрроу». На европейском рынке популярной основой под катафалки стали «Роллс-Ройс», «Даймлер», «Мерседес», «Хорьх», «Бреннабор», несколько позже «Ситроен» и «Опель». Конструкторские решения в создании катафалков все чаще склонялись к лимузинам, сразу после середины 30-х годов прошлого века они прочно заняли лидирующие позиции на рынке ритуальных услуг и удерживают их до сих пор. Но следует отметить, что уровень европейских катафалков, в том числе и лимузинов, всегда несколько отставал от американских по многим параметрам.
История кремации. Первые крематории. Урны XIX века.
Гравюры XIX века
Коллекция гравюр музея мировой погребальной культуры на тему смерти, траура и памятования насчитывает более 1500 единиц. Среди авторов – имена известных европейских граверов (Б. Пикара, Ж.-Л. Приёра, Дж. Аткинсона, У. Линтона, Т. Роулендсона, Т. Лини, Ганса Гольбейна, П. Смирнова и других).
Но уникальность коллекции, прежде всего, в ее тематическом единстве. Тема Смерти, связанная с одним из неотъемлемых аспектов существования человека, одна из самых древних и распространенных в изобразительном искусстве. Ее иконография обширна и включает в себя целый ряд отдельных тем, объединяющих сходные сюжеты. Многие из них воплощены в произведениях, собранных в коллекции: это некоторые библейские и евангельские сцены; смерть в разных ее видах; трагические моменты, когда человек ощущает ее приближение, и когда душа покидает тело; изображения церемониалов, разработанных людьми для изъявления скорби; а также виды кладбищ и памятников. Гравюры, запечатлевшие эти мотивы, имеют не только художественное значение, но являются также историческими документами, отражающими религиозные взгляды, социальные отношения, моду своего времени.
Смерть в современном искусстве: живопись, графика, скульптура, лаковая живопись.
Смерть – великий вдохновитель искусства со времён наскальных рисунков до наших дней. В размышлениях о неизведанном создавались великие шедевры. Смерть – это часть постоянного процесса существования человеческого сообщества, а потому, как и жизнь, она многогранна, неоднозначна.
В последние годы в России идет процесс возрождения духовности, повышается интерес к историческим традициям. Погребальная культура – неотъемлемый элемент и духовное наследие любого цивилизованного общества. На новом качественном уровне формируется собственная – российская погребальная культура, которой долгое время не уделялось должного внимания ни на государственном, ни на бытовом уровне.
Сувениры для всех желающих
В музее постоянно работает сувенирный киоск, где можно приобрести необычные подарки и сувениры для себя, друзей и коллег. Сделать покупку можно и на сайте в режиме он-лайн.